Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 166]

скромность, честность Миронова это ещё один пример образа мысли и образа действия русского дворянина, воплотившего в себя лучшие национальные черты характера.
Провинциальное дворянство, как определённая социальная прослойка вызывает интерес с середины XVIII в., т.к.
до этого периода образ жизни дворянина провинции мало отличался от крестьянского.
Образ жизни соответствовал простоте жилища.
К концу же века в связи с развитием и
распространением культуры мы видим в провинции довольно развитую жизнь и большую часть дворянства.
Обращение только к художественной литературе XVIII в.
не может дать нам полного представления о педагогической действительности того времени.
Ограничиваться только именами А.Д.Кантемира, Д.И.Фонвизина, Н.И.Новикова и других, это, значит, обеднять представления о педагогической реальности.
Особый для нас интерес представляют произведения так называемой нравоописательной прозы, в частности знаменитый трактат М.М.Щербатова «О повреждении нравов в России».
Учёный-историк изображает быт и нравы высшей столичной аристократии, которая раньше других сословий подверглась влиянию европейской цивилизации.
В остальных сословиях ещё прочно держались патриархальные устои старинной жизни, а дворянство, по мнению автора, характеризовалось нравственной распущенностью.
А причина падения нравов видится в отсутствии должного воспитания юношества, которое попало под влияние иностранных гувернёров.
Не менее интересен и такой источник, как «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».
Записки А.Т.Болотова это роман его жизни, правдиво знакомящий нас с «нравами, обстоятельствами и обыкновениями» XVIII века.
Описание истории его жизни не входит в задачи данного исследования.
Отметим лишь то, что
166
[стр. 93]

«поручают нравственное воспитание сына своему рабу-крепостному.
Лет через 15 и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин» (225,110).
Но были примеры и другого воспитания не только в столичной, но и в провинциальной дворянской семье.
В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин рисует картину дворянского воспитания: «С пятилетнего возраста отдан был я на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки.
Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля.
В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.
Приезд его сильно не понравился Савельичу.
«Слава богу, ворчал он про себя, кажется, дитя умыт, причесан, накормлен.
Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!» (112,195).
Мы привели столь подробную картину семейного воспитания, т.к.
она характерна для большей части провинциального дворянства.
Перед нами традиции рода Гриневых, пращур, умерший за свои убеждения на лобном месте, дед, пострадавший во времена Бирона, отец, выйдя в отставку, держался вдалеке от высшего общества и который вместе с крепостническими замашками сохранил прямоту и честность, строгие представления о воинском долге.
Доброта матери, простота и патриархальность быта Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость, даже известную чувствительность.
Бескорыстие, скромность, честность Миронова это ещё один пример образа мысли и образа действия русского дворянина, воплотившего в себя лучшие национальные черты характера.
Провинциальное дворянство, как определённая социальная прослойка вызывает интерес с середины XVIII в., т.к.
до этого периода образ жизни дворянина провинции мало отличался от крестьянского.
Образ жизни соответствовал простоте жилища.
К концу же века в связи с развитием и
93

[стр.,94]

распространением культуры мы видим в провинции довольно развитую жизнь и большую часть дворянства.
Обращение только к художественной литературе XVIII в.
не может дать нам полного представления о педагогической действительности того времени.
Ограничиваться только именами А.Д.Кантемира, Д.И.Фонвизина, Н.И.Новикова и других, это, значит, обеднять представления о педагогической реальности.
Особый для нас интерес представляют произведения так называемой нравоописательной прозы, в частности знаменитый трактат М.М.Щербатова «О повреждении нравов в России».
Учёный-историк изображает быт и нравы высшей столичной аристократии, которая раньше других сословий подверглась влиянию европейской цивилизации.
В остальных сословиях ещё прочно держались патриархальные устои старинной жизни, а дворянство, по мнению автора, характеризовалось нравственной распущенностью.
А причина падения нравов видится в отсутствии должного воспитания юношества, которое попало под влияние иностранных гувернёров.
Не менее интересен и такой источник, как «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».
Записки А.Т.Болотова это роман его жизни, правдиво знакомящий нас с «нравами, обстоятельствами и обыкновениями» XVIII века.
Описание истории его жизни не входит в задачи данного исследования.
Отметим лишь то, что
Андрей Болотов рос в семье дворянина, где ребёнок оберегался, как «порох в глазу».
Мать горячо его любила, старалась нежить его: «Превеликая нега всегда следует за любовью, которую матери имеют к своим детям.
Мать моя крайне меня любила и не оставляла всяким образом нежить, через что допустила вкорениться во мне многим худым привычкам.
Упрямство было первое, которое корень тогда свой и пустило, умалчивая о прочих.
Блаженны дети, о коих родители их в самом младенчестве о них пекутся, и об исправлении их нравов старание прилагают» (25,25).
Грамоте его обучал унтер-офицер Миллер

[Back]