Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 168]

осуществляли сами, только иногда прибегали к помощи «няньки» и «дядьки», взятых из крепостных.
Одной из педагогических традиций в России выступает почитание родителей, которое следует рассматривать не только, как религиозное, но и нравственное явление.
Домашнее воспитание в родительском доме задавало направление уму, чувствам, поведению.
Ум получал направление искренне религиозное.
Благоговение перед отцом и матерью, дедом и бабушкой дополнялось нравственными и культурными нормами и обычаями.
Если обратиться к стилю той эпохи, то услышим: «нежнейшая родительница», «батюшка», «матушка».
Высокий стиль слышен и в таких обращениях: «За что вы изволите гневаться?» все это подчёркивает покорность воле родителей.
Те же очерки С.Т.Аксакова позволяют почувствовать настрой души молодой
девушки накануне замужества.
Автор передаёт глубину дочернего осознания долга перед матерью, готовность к самопожертвования.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо будет, и да долголетен будешь и на земле» -это святая заповедь, на которой основывалось отношение к родительскому благословению.
Оно было священно, ибо оно вводило сына в крепость семьи и рода, как благословение духовного отца в крепость всего православного люда.
Научить ценить благословение было делом христианского благочестия родителей.
Перед отправлением детей на учебу, службу родительское напутствие было непременным условием расставания.
Достаточно вспомнить Петра Гринева в «Капитанской дочке»: «Родители благословили меня.
Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр.
Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на
службы не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову, а честь с молоду» [112.С.195].
168
[стр. 95]

из Саксонии.
Жестокость этого человека не знала меры.
Он садистски избивал мальчика, а потом униженно просил не жаловаться родителям.
Автобиографические произведения С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова внука» представляет большой интерес, как памятник воспитания дворянства конца XVIII века.
Автор предлагает читателю общий фон жизни наиболее культурного слоя помещиков, их нравов, обычаев, особенностей семейной педагогики, знакомит с условиями, в которых вырос его отец и его мать.
В своём повествовании автор, рассказывающий о становлении человека, центральной фигурой роста и взросления ребёнка делает мать.
Это понятие «мать» у Аксакова чаще всего соединяется с понятием «любовь».
В семье Аксаковых руководящую роль в воспитании детей играла мать.
И особенностью семейной педагогики было бережное, гуманное, чуткое отношение к детям.
В отличие от других дворянских семей, где дети были бесправны и беззащитны, в семье Аксаковых царили любовь и уважение.
Отец стремился дать детям общее развитие, знание родного языка, воспитывал любовь к родному краю, природе, народу, т.е.
он пытался открыть сыну практическую сторону жизни, в то время как мать была первым воспитателем своего ребёнка и олицетворяла нравственные силы.
Оба родителя всё воспитание и образование детей осуществляли сами, только иногда прибегали к помощи «няньки» и «дядьки», взятых из крепостных.
Одной из педагогических традиций в России выступает почитание родителей, которое следует рассматривать не только, как религиозное, но и нравственное явление.
Домашнее воспитание в родительском доме задавало направление уму, чувствам, поведению.
Ум получал направление искренне религиозное.
Благоговение перед отцом и матерью, дедом и бабушкой дополнялось нравственными и культурными нормами и обычаями.
Если обратиться к стилю той эпохи, то услышим: «нежнейшая родительница», «батюшка», «матушка».
Высокий стиль слышен и в таких обращениях: «За что вы изволите гневаться?» все это подчёркивает покорность воле родителей.
Те же очерки С.Т.Аксакова позволяют почувствовать настрой души молодой
95

[стр.,96]

девушки накануне замужества.
Автор передаёт глубину дочернего осознания долга перед матерью, готовность к самопожертвования.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо будет, и да долголетен будешь и на земле» это святая заповедь, на которой основывалось отношение к родительскому благословению.
Оно было священно, ибо оно вводило сына в крепость семьи и рода, как благословение духовного отца в крепость всего православного люда.
Научить ценить благословение было делом христианского благочестия родителей.
Перед отправлением детей на учебу, службу родительское напутствие было непременным условием расставания.
Достаточно вспомнить Петра Гринева в «Капитанской дочке»: «Родители благословили меня.
Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр.
Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на
службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову, а честь с молоду» (112,195).
Наряду с родительским благословением существовало неблагословение и такое явление, как «попасть под клятву», т.е.
быть проклятым.
По аналогии с тем, как человека изводили из крепости Православной церкви, так и из крепости семьи и рода изгоняли проклятием.
Самым распространённым явлением были случаи неблагословения в связи с браком.
Показателен и интересен пример с сыном кн.
Е.Р.Дашковой, который женился, не спросив благословения матери.
Княгиня не проклинает сына, но сын все же оказался несчастливым в браке и умер в молодые годы (48,288).
Немало подобных примеров описывает О.В.Кириченко в исследовании «Традиции православной религиозности у русских дворян XVIII столетия» (87,140-142).
Родительское благословение, безусловно, в течение всего XVIII в.
сохраняло своё традиционно высокое значение для большинства дворян, хотя и в связи с веяниями Запада к концу века фиксируются нарушения этой 96

[Back]