Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 169]

Наряду с родительским благословением существовало неблагословение и такое явление, как «попасть под клятву», т.е.
быть проклятым.
По аналогии с тем, как человека изводили из крепости Православной церкви, так и из крепости семьи и рода изгоняли проклятием.
Самым распространённым явлением были случаи неблагословения в связи с браком.
Показателен и интересен пример с сыном кн.
Е.Р.Дашковой, который женился, не спросив благословения матери.
Княгиня не проклинает сына, но сын все же оказался несчастливым в браке и умер в молодые годы
[48.С.288].
Немало подобных примеров описывает О.В.Кириченко в исследовании «Традиции православной религиозности у русских дворян XVIII столетия»
[87.С.
140-142].
Родительское благословение, безусловно, в течение всего XVIII в.
сохраняло своё традиционно высокое значение для большинства дворян, хотя и в связи с веяниями Запада к концу века фиксируются нарушения этой
традиции зачастую в тех семьях, где большое внимание уделяли воспитанию аристократизма, включая и соответствующее образование.
Гувернёры иностранцы становятся распространённым явлением в екатерининскую эпоху и вызывают к себе неоднозначные отношения.
С одной стороны, презрение к воспитателям и качеству их знаний со стороны воспитанников и, с другой их низкое положение на общественной лестнице.
Д.И.Фонвизин очень определённо высказывается по данному явлению в письме к П.И.Панину: «Дворянство французское по большей части в крайней бедности, и невежество его ни с чем несравненно.
Ни звание дворянина, ни орден Св.
Людовига не мешают во Франции ходить по миру.
Исключая знатных и богатых, каждый французский дворянин, при всей своей глупой гордости, почтёт за великое себе счастие быть принятым гувернёром к сыну нашего знатного господина.
Множество из
169
[стр. 96]

девушки накануне замужества.
Автор передаёт глубину дочернего осознания долга перед матерью, готовность к самопожертвования.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо будет, и да долголетен будешь и на земле» это святая заповедь, на которой основывалось отношение к родительскому благословению.
Оно было священно, ибо оно вводило сына в крепость семьи и рода, как благословение духовного отца в крепость всего православного люда.
Научить ценить благословение было делом христианского благочестия родителей.
Перед отправлением детей на учебу, службу родительское напутствие было непременным условием расставания.
Достаточно вспомнить Петра Гринева в «Капитанской дочке»: «Родители благословили меня.
Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр.
Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову, а честь с молоду» (112,195).
Наряду с родительским благословением существовало неблагословение и такое явление, как «попасть под клятву», т.е.
быть проклятым.
По аналогии с тем, как человека изводили из крепости Православной церкви, так и из крепости семьи и рода изгоняли проклятием.
Самым распространённым явлением были случаи неблагословения в связи с браком.
Показателен и интересен пример с сыном кн.
Е.Р.Дашковой, который женился, не спросив благословения матери.
Княгиня не проклинает сына, но сын все же оказался несчастливым в браке и умер в молодые годы
(48,288).
Немало подобных примеров описывает О.В.Кириченко в исследовании «Традиции православной религиозности у русских дворян XVIII столетия»
(87,140-142).
Родительское благословение, безусловно, в течение всего XVIII в.
сохраняло своё традиционно высокое значение для большинства дворян, хотя и в связи с веяниями Запада к концу века фиксируются нарушения этой
96

[стр.,97]

традиции зачастую в тех семьях, где большое внимание уделяли воспитанию аристократизма, включая и соответствующее образование.
Гувернёры иностранцы становятся распространённым явлением в екатерининскую эпоху и вызывают к себе неоднозначные отношения.
С одной стороны, презрение к воспитателям и качеству их знаний со стороны воспитанников и, с другой их низкое положение на общественной лестнице.
Д.И.Фонвизин очень определённо высказывается по данному явлению в письме к П.И.Панину: «Дворянство французское по большей части в крайней бедности, и невежество его ни с чем несравненно.
Ни звание дворянина, ни орден Св.
Людовига не мешают во Франции ходить по миру.
Исключая знатных и богатых, каждый французский дворянин, при всей своей глупой гордости, почтёт за великое себе счастие быть принятым гувернёром к сыну нашего знатного господина.
Множество из
них мучили меня неотступными просьбами достать им такие места в России; но как исполнение их просьб было бы убийственно для невинных, доставшихся в их руки, то уклонился я от сего злодеяния и почитаю долгом совести не способствовать тому злу, которое в Отечестве нашем уже довольно вкореняется» (225,230).
Такая же позиция видится и в других источниках, например П.С.Лесков пишет о воспитании и образовании в последние годы царствования Екатерины II как о беде, связанной с нашествием в Россию иностранцев, особенно французов.
Учителя-иностранцы, обучавшие детей, зачастую приносили больше вреда, чем пользы.
В 1773 г.
профессор Московского университета И.М.Шаден в речи «О праве родителей в воспитании детей» предостерегал родителей от поиска наставников для детей по рынкам и парикмахерским.
Интересно на этот счет исследование Е.Ю.Артёмовой «Культура и быт России последней трети XVIII в.
в записках французских путешественников».
Надо сказать, что даже сами иностранцы (богатые и образованные) не одобряли желание русских дворян иметь в доме гувернёра или гувернантку, приехавших из Франции.
В сочинениях путешественников, по утверждению Е.Ю.Артёмовой, домашнему воспитанию и образованию из всех видов 97

[Back]