язык. Для чего я родился русским? О, натура! Не стыдно ли тебе, что ты, произвела меня от русского отца ...» [213.С.42]. И великосветская дама, воспитанная тоже по-французски, все её интересы сводились к тому, чтобы: «со вкусом одеться, грациозно выйти, приятно поклониться, изящно улыбнуться» [112.С.210]. Второй тип, который можно увидеть и среди мелкопоместного дворянства и столичного, это тот, кто удивляет иностранцев знаниями не только французского языка, но и своей образованностью, любовью к своему Отечеству, уважением русских традиций, желанием и готовностью служить государству. Вот те черты, происхождение которых следует искать в патриархальных традициях семьи с её заботой старших о младших и наоборот, умением в семье больше отдавать, чем брать. И женщина, несущая в себе нравственный основной стержень святой долг материнства. Дело воспитания в дворянской семье в значительной степени, как мы видим, предоставлялось наставникам и наставницам. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей, многочисленные воспитатели (няни, гувернёры, старшие братья и сестры, родители, бабушки и дедушки, родственники) предъявляли к ним самые разнообразные требования, порой, не согласовывая, их друг с другом. И в то же время мы видим строгую ориентацию на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона. На сколько мы можем судить по литературе, дворянство всё же следовало традициям патриархального быта. В чём же сущность дворянского семейного воспитания? Однозначно, как мы видим, на этот вопрос ответить невозможно. Дворянское воспитания не может быть ещё названо определённой системой в силу того, что оно не представляет единства, целостного образования. Оно не 173 |
кавалер, воспитанный по-французски, говорящий только на французском языке. Русское для него не существовало, а если и имело место, то только для насмешек и презрения: «Я не только не хочу знать русские права, говорит Сумароковский франт, я бы и русский язык знать не хотел, скавердный язык. Для чего я родился русским? О, натура! Не стыдно ли тебе, что ты, произвела меня от русского отца ...» (213,42). И великосветская дама, воспитанная тоже по-французски, все её интересы сводились к тому, чтобы: «со вкусом одеться, грациозно выйти, приятно поклониться, изящно улыбнуться» (112,210). Второй тип, который можно увидеть и среди мелкопоместного дворянства и столичного, это тот, кто удивляет иностранцев знаниями не только французского языка, но и своей образованностью, любовью к своему Отечеству, уважением русских традиций, желанием и готовностью служить государству. Вот те черты, происхождение которых следует искать в патриархальных традициях семьи с её заботой старших о младших и наоборот, умением в семье больше отдавать, чем брать. И женщина, несущая в себе нравственный основной стержень святой долг материнства. Дело воспитания в дворянской семье в значительной степени, как мы видим, предоставлялось наставникам и наставницам. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей, многочисленные воспитатели (няни, гувернёры, старшие братья и сёстры, родители, бабушки и дедушки, родственники) предъявляли к ним самые разнообразные требования, порой, не согласовывая их друг с другом. И в то же время мы видим строгую ориентацию на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона. На сколько мы можем судить по литературе, дворянство всё же следовало традициям патриархального быта. В чём же сущность дворянского семейного воспитания? Однозначно, как мы видим, на этот вопрос ответить невозможно. Дворянское воспитания не может быть ещё названо определённой системой в силу того, что оно не представляет единства, целостного образования. Оно не может быть названо и особой методикой, и сводом правил, хотя к дворянским детям применялось, так 100 Содержание воспитания в дворянской семье позволяет обозначить результаты воспитания. Обращаясь к двум слоям дворянства столичному и провинциальному, можно определить, как заметил В.О.Ключевский, два типа. Один это великосветский кавалер, воспитанный по-французски, не признающий ничего русского. И великосветская дама, воспитанная тоже пофранцузски, все её интересы сводились только к тому, чтобы со вкусом одеться, грациозно войти, поклониться и т.д. Второй тип, который можно увидеть среди мелкопоместного, а иногда и среди столичного дворянства, это тот, кто удивлял иностранцев не только знанием французского языка, но и своей образованностью, любовью к своему Отечеству, уважением русских традиций и т.д. Вот те черты, происхождение надо искать в патриархальных традициях семьи, которые были присущи всем крестьянским семьям. Тем не менее, именно в XVIII в. закладывается фундамент системы дворянского воспитания, который наиболее отчётливо проявится вХ1Х веке. Едиными требованиями для детей дворянской и крестьянской семьи было уважение и послушание родителей, старших. Различием было то, что в основу воспитания дворянина было положено эстетическое воспитание и внушалось презрение к простым людям, занимавшихся физическим трудом, а в крестьянской семье основу составлял труд. 104 |