Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 175]

новым взглядам новой эпохи.
Наиболее подверженной этим нововведениям была семья дворянская.
Дворяне, став
просвещенной частью общества, несли в себе новые начала.
Крестьянская же семья оставалась хранительницей патриархальных устоев домостроительства, традиционных особенностей быта и воспитания.

Нами для исследования взяты два полюса, два противоположных сословия екатерининской эпохи не случайно.
Основную массу населения России составляли
тогда крестьяне (63,2%), а дворяне всего 1%.
Воспитание в крестьянской семье это
отсутствие специальных педагогических намерений и специальных обучающих и воспитывающих действий, т.е.
воспитание, носит
прородосообразный характер.
Особенностью традиций крестьянства, которые отразились в целях, воспитательных средствах народной педагогики, было то, что в крестьянской среде процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи.

В семейной народной педагогика не выделялись отдельные содержательные стороны воспитания: трудовое, нравственное, физическое и т.д.
Они реализовались в своеобразном синтезе всех компонентов, поэтому нами был рассмотрен целостный образ жизни крестьянской семьи, в рамках которого функционирует система воспитания данного сословия.
Исследование образа жизни крестьянской семьи связано с выяснением совокупности
видов её деятельности, анализом структуры, состава, образа мыслей, а также типичных форм народной культуры общения в контексте семейного быта, в составе семейных обычаев и обрядов.
Крестьянская семейная жизнь требовала соблюдений правил, ставила границы, но в то же время давала чувство защищенности, стабильности, душевного тепла и покоя.
Родство поколений, связь времён строилась внутри многопоколенной, многодетной семьи.
Многодетность
175
[стр. 101]

называемое «нормативное воспитание».
Дворянское воспитание это форма воспитания, сочетающая в себе специальные педагогические воздействия с усвоением образа жизни, привычек и традиций, присущих элите общества.
Именно в XVIII в.
закладывается фундамент системы дворянского воспитания, которая наиболее отчётливо проявится в XIX веке.
Существовавшая неоднородность дворянских семей (столичное и провинциальное), поиски путей воспитания «новой породы» людей в эпоху Екатерины II всё это дало тот результат, о котором говорилось выше, и всё это заложило основы системы данного воспитания: цель, содержание, средства и способы воспитания детей в дворянской семье.
Дворянская семья с её взаимоотношениями, традициями, привычками представляла образец поведения как непреднамеренного, так и посредством явных требований следовать тем нормам, которые осознавались в данном микросоциуме.
Выводы по главе.
Противоречивость и двойственность социальной и культурной ситуации в России второй половины XVIII в.
сказалась на характере семейного воспитания.
Несмотря на государственную политику в области воспитания и образования, на её стремление подчинить всё своей власти, семья всё же сохраняла свою главенствующую роль в процессе воспитания ребёнка.
Процесс европеизации затронул буквально все стороны жизни общества того периода.
Черты нового семейного уклада всё активнее проникают в российскую действительность.
Прежние домостроевские установки (муж глава семьи и дома, жена полная раба своего хозяина) не соответствовали новым взглядом новой эпохи.
Наиболее подверженной этим нововведениям была семья дворянская.
Дворяне, став
просвещённой частью общества, несли в себе новые начала.
Крестьянская же семья оставалась хранительницей патриархальных устоев домостроительства, традиционных особенностей быта и воспитания.

Объектом исследования второй главы стали семья крестьянская и дворянская.
Нами взяты два полюса, два противоположных сословия 101

[стр.,102]

екатерининской эпохи неслучайно.
Основную массу населения России составляли
крестьяне (63,2%), а дворяне всего 1%.
Воспитание в крестьянской семье это
сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений и специальных обучающих и воспитывающих действий, т.е.
воспитание носит
природосообразный характер.
Особенностью традиций крестьянства, которые отразились в целях, воспитательных средствах народной педагогики, было то, что в крестьянской среде процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи,
т.е.
образа жизни.
Как правило, в семейной народной педагогике не выделялись отдельные содержательные стороны воспитания: трудовое, нравственное, физическое и т.д.
Они реализовались в своеобразном синтезе всех компонентов, поэтому нами был рассмотрен целостный образ жизни крестьянской семьи, в рамках которого функционирует система воспитания данного сословия.
Исследование образа жизни крестьянской семьи связано с выяснением совокупности
её видов деятельности, анализом структуры, состава, образа мыслей, а также типичных форм народной культуры общения в контексте семейного быта, в составе семейных обычаев и обрядов.
Семейная жизнь требовала соблюдения правил, ставила границы, но в то же время давала чувство защищённости, стабильности, душевного тепла и покоя.
Родство поколений, связь времён строилась внутри многопоколенной, многодетной семьи.
Многодетность
воспитывала умение дружить, бережное отношение к семейной чести и т.д.
Объединение в семье трёх-четырёх поколений способствовало формированию уважения к старости и т.д.
Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям нового времени объяснялась наличием и соблюдением определённых традиций в области воспитания.
Основными составляющими традиций семейного воспитания явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д.
102

[Back]