воспитывала умению дружить, бережное отношение к семейной чести и т.д. Объединение в семье трёх-четырёх поколений способствовало формированию уважения к старости и т.д. Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям нового времени объяснялась наличием и соблюдением определенных традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания явились: домашние охранительные ритуалы, совместная со взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. Изучение основных источников («Домострой», фольклор, живопись, а также ряд исследований по этой теме), послуживших основой для воссоздания картины жизни крестьянской семьи и воспитания в ней, позволяет выделить ряд факторов, влияющих на развитие воспитательных традиций в крестьянской семье: внутрисемейные отношения, православие, устное народное творчество, труд и др. Вторым объектом исследования, рассматриваемая в данной главе, послужила дворянская семья. Вторая половина века это тот период, когда зарождается русская интеллигенция. Ситуация в обществе неоднозначна, идет борьба между старыми устоями и новыми введениями, пришедшими с Запада. Русские люди очутились на распутье между старой и новой верой. С одной стороны наблюдается невежественное и грубое общество, с другой общественная нравственность изменилась под влиянием различных обстоятельств государственной и общественной жизни (Н.Д.Чулин). Неоднозначность, противоречивость и двойственность положения в России того периода породили неоднородность дворянских семей. Среди них различали провинциальное и столичное дворянство. Их мироощущение, безусловно, было различным, следовательно, был 176 |
екатерининской эпохи неслучайно. Основную массу населения России составляли крестьяне (63,2%), а дворяне всего 1%. Воспитание в крестьянской семье это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений и специальных обучающих и воспитывающих действий, т.е. воспитание носит природосообразный характер. Особенностью традиций крестьянства, которые отразились в целях, воспитательных средствах народной педагогики, было то, что в крестьянской среде процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е. образа жизни. Как правило, в семейной народной педагогике не выделялись отдельные содержательные стороны воспитания: трудовое, нравственное, физическое и т.д. Они реализовались в своеобразном синтезе всех компонентов, поэтому нами был рассмотрен целостный образ жизни крестьянской семьи, в рамках которого функционирует система воспитания данного сословия. Исследование образа жизни крестьянской семьи связано с выяснением совокупности её видов деятельности, анализом структуры, состава, образа мыслей, а также типичных форм народной культуры общения в контексте семейного быта, в составе семейных обычаев и обрядов. Семейная жизнь требовала соблюдения правил, ставила границы, но в то же время давала чувство защищённости, стабильности, душевного тепла и покоя. Родство поколений, связь времён строилась внутри многопоколенной, многодетной семьи. Многодетность воспитывала умение дружить, бережное отношение к семейной чести и т.д. Объединение в семье трёх-четырёх поколений способствовало формированию уважения к старости и т.д. Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям нового времени объяснялась наличием и соблюдением определённых традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. 102 Изучение основных источников («Домострой», фольклор, живопись, а также ряд исследований по данной теме), послуживших основой для воссоздания картины жизни крестьянской семьи и воспитания в ней, позволяет выделить ряд факторов, влияющих на развитие воспитательных традиций в крестьянской семье: внутрисемейные отношения, православие, устное народное творчество, труд и др. Вторым объектом исследования данной главы послужила дворянская семья. Вторая половина XVIII века это тот период, когда зарождается русская интеллигенция. Ситуация в обществе неоднозначна, идёт борьба между старыми устоями и новыми введениями, пришедшими с Запада. Русские люди очутились на распутье между старой и новой верой. С одной стороны наблюдается невежественное и грубое общество, с другой общественная нравственность изменилась под влиянием разных обстоятельств государственной и общественной жизни (Н.Д.Чечулин). Неоднозначность, противоречивость и двойственность положения в России того периода породили неоднородность дворянских семей. Среди них различали провинциальное и столичное дворянство. Их мироощущение, безусловно, было различным, следовательно, был различным и характер семейного воспитания. Образ жизни провинциального дворянина мало, чем ещё отличался от крестьянского, патриархального уклада. Столичное же дворянство резко выделялось падением нравов, о чём мы находим немало свидетельств в мемуарной литературе (М.М.Щербатов, А.Т.Болотов). Поэтому в одних домах детям давалось слишком много вольности, а в других дети воспитывались в строгости. В одних семьях детей не отучали от грубости, а в других дети не смели даже сесть при родителях без их на то позволения. Распространённым явлением екатерининской эпохи становится домашнее воспитание, отношение к которому было неоднозначно. Домашнее воспитание давало хорошие результаты в тех случаях, где с детьми занимались люди, обладавшие высокой культурой, незаурядностью. 103 явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. На развитие же воспитательных традиций, в свою очередь, оказывали влияние следующие факторы: внутрисемейные отношения, православие, устное народное творчество, труд и другие. Воспитание же детей в дворянской семье с самого рождения ребенка было отдано в руки многочисленных нянек и иностранных учителей гувернеров, которые были далеки от педагогической деятельности. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей, многочисленные воспитатели (няни, гувернеры, родители, старшие братья и сестры, бабушки, дедушки) предъявляли к ним самые разнообразные требования, что влекло за собой формирование негативных качеств личности: непослушание, лживость, приспособленчество, лицемерие и др. Дворянская семья с ее взаимоотношениями представляла образец поведения как преднамеренного, так и посредством явных требований следовать тем нормам, которые осознавались в данном микросоциуме. Просветители второй половины XVIII в. России, веря во всесилие просвещения в деле преобразования общества, были уверены, что существующее беззаконие, несправедливость зависят от образованности и культуры воспитания людей. Это была общая идеология эпохи Просвещения. Поэтому мыслители отводили воспитанию главенствующую роль, а в деле воспитания подрастающего поколения немаловажное место занимала семья. Именно во второй половине XVIII в. получает свое гражданское право само понятие “воспитание”. Прежде всего, оно прозвучало в таких документах, как “ Генеральный план московского воспитательного дома” (1763) и “Устав народных училищ в российской империи” (1780), а также в работах просветителей, которые пытаются вскрыть его сущность, рассматривая зачастую его с таким понятием, как “ образование но постоянно подчеркивая отличия воспитания от обучения. Именно разработка сущности самого понятия 163 |