окружающему миру, к другим людям, к самому себе, где происходит процесс приобщения детей к социальным ценностям. Компаративный подход к педагогическому наследию российских просветителей XVIII века дает возможность учесть однотипные и знаковые педагогические явления XVIII века и те, которые принадлежат современной воспитательной педагогике. Так, процесс зарождения, формирования и развития педагогических идей русских просветителей проходил в условиях всей социально-культурной и педагогической действительностью, которая была неоднозначной. С одной стороны, воспитание детей крестьян и провинциального дворянства проходило в многодетной, многопоколенной семье. С другой стороны, противоречивость и двойственность социальной, культурной ситуации сказалась на характере семейного воспитания: дворяне, став просвещенной частью общества, несли в себе новое начало, крестьяне сохраняли патриархальные устои домостроительства, традиционные особенности быта и воспитания. Воспитание детей крестьян и провинциального дворянства проходило в многодетной, многопоколенной семье. И единым требованием было уважение, почитание, беспрекословное послушание родителям. Воспитание в крестьянской семье это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений, обучающих действий. В крестьянской семье процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е. образа жизни. Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания. И, по мнению просветителей, только крестьянские дети обладают высокими национальными чертами русского человека спокойный характер, умение владеть собой, благоразумие, ясный ум, дисциплина и т.д. 182 |
чертами русского человека спокойный характер, умение владеть собой, благоразумие, ясный ум, дисциплина и т.д. Народ великий художник и великий педагог. Как художник он создал глубокие по мысли и выразительные по форме фольклорные произведения. Как педагог, он закрепил в фольклоре жизненный и нравственный опыт, чтобы передать его последующим поколениям. Произведения устного народного творчества, будь это сказания, песни, обряды и т.д., доставляют человеку эстетическую радость, наслаждение и одновременно воспитывают, учат, совершенствуют разум и чувства (ЛЛ .Пантелеева). Недаром К.Д.Ушинский называл фольклор «опытом русской народной педагогики» и считал, что «состязаться с педагогическим гением народа» невозможно. По определению С.Д.Ожегова, фольклор это совокупность обычаев, обрядов песен и других явлений народного быта (153,742). Фольклор это отражение действительности, «зеркало» народной жизни. По нашему мнению, фольклор является едва ли не единственным источником историко-педагогической информации, на основе которой можно реконструировать модель образа жизни крестьянской семьи и процесса воспитания в ней. Поморский фольклор органично вошел в единый и сложный процесс народнопоэтического искусства страны (Л.Т.Пантелеева). Поэтому для воссоздания картины крестьянского быта и воспитания детей на основе фольклора имеет место анализ именно сибирского народного творчества. Фольклор сопровождал человека от рождения до «могильной травы», он пронизывал все его жизненные периоды, закреплялся в народной памяти в своём функциональном значении (163,43). В связи с этим, целесообразно, на наш взгляд, определить путь поэтапного обзора поморского фольклора. Какой бы большой ни была крестьянская семья, рождение ребёнка всегда радость. С появлением ребёнка в доме появляется колыбельная песня «байка». Их пели все от малого до старого. Хотя «байки» выполняли сугубо 81 екатерининской эпохи неслучайно. Основную массу населения России составляли крестьяне (63,2%), а дворяне всего 1%. Воспитание в крестьянской семье это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений и специальных обучающих и воспитывающих действий, т.е. воспитание носит природосообразный характер. Особенностью традиций крестьянства, которые отразились в целях, воспитательных средствах народной педагогики, было то, что в крестьянской среде процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е. образа жизни. Как правило, в семейной народной педагогике не выделялись отдельные содержательные стороны воспитания: трудовое, нравственное, физическое и т.д. Они реализовались в своеобразном синтезе всех компонентов, поэтому нами был рассмотрен целостный образ жизни крестьянской семьи, в рамках которого функционирует система воспитания данного сословия. Исследование образа жизни крестьянской семьи связано с выяснением совокупности её видов деятельности, анализом структуры, состава, образа мыслей, а также типичных форм народной культуры общения в контексте семейного быта, в составе семейных обычаев и обрядов. Семейная жизнь требовала соблюдения правил, ставила границы, но в то же время давала чувство защищённости, стабильности, душевного тепла и покоя. Родство поколений, связь времён строилась внутри многопоколенной, многодетной семьи. Многодетность воспитывала умение дружить, бережное отношение к семейной чести и т.д. Объединение в семье трёх-четырёх поколений способствовало формированию уважения к старости и т.д. Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям нового времени объяснялась наличием и соблюдением определённых традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. 102 нуждается общество, семья с ее пороками только портила детей. Отдавая предпочтение общественному воспитанию, официальная педагогическая мысль на семью смотрела как на препятствие. Просветители же исходили из положения о том, что именно семья является для ребенка первым обществом, где он приобретает опыт совместного проживания и совместной деятельности, где формируются отношения личности к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, где происходит процесс приобщения детей к социальным ценностям. Процесс зарождения, формирования и развития педагогических идей русских просветителей был обусловлен всей социально культурной и педагогической действительностью, которая была неоднозначной. Противоречивость и двойственность социальной, культурной ситуации сказалась и на характере семейного воспитания: дворяне, став просвещенной частью общества, несли в себе новое начало, а крестьяне сохраняли патриархальные устои домостроительства, традиционные особенности быта и воспитания. Воспитание детей крестьян и провинциального дворянства проходило в многодетной, многопоколенной семье. И единым требованием было уважение, почитание, беспрекословное послушание родителям. Воспитание в крестьянской семье это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений, обучающих действий. В крестьянской семье процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е. образа жизни. Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания. И, по мнению просветителей, только крестьянские дети обладают высокими национальными чертами русского человека спокойный характер, умение владеть собой, благоразумие, ясный ум, дисциплина и т.д. Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям того времени объяснялась наличием и соблюдением определенных традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания 162 |