Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям того времени объяснялась наличием и соблюдением определенных традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. На развитие же воспитательных традиций, в свою очередь, оказывали влияние следующие факторы: внутрисемейные отношения, православие, устное народное творчество, труд и другие. Воспитание же детей в дворянской семье с самого рождения ребенка было отдано в руки многочисленных нянек и иностранных учителей гувернеров, которые были далеки от педагогической деятельности. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей, многочисленные воспитатели (няни, гувернеры, родители, старшие братья и сестры, бабушки, дедушки) предъявляли к ним самые разнообразные требования, что влекло за собой формирование негативных качеств личности: непослушание, лживость, приспособленчество, лицемерие и др. Дворянская семья с ее взаимоотношениями представляла образец поведения как преднамеренного, так и посредством явных требований следовать тем нормам, которые осознавались в данном микросоциуме. Общая идеология эпохи Просвещения заключалась в том, что просветители второй половины XVIII в. России, веря во всесилие просвещения в деле преобразования общества, были уверены, что существующее несправедливость, беззаконие зависят от образованности и культуры воспитания людей. Это была Общая идеология эпохи Просвещения. Поэтому мыслители отводили воспитанию главенствующую роль, а в деле воспитания подрастающего поколения немаловажное место занимала семья. 183 |
екатерининской эпохи неслучайно. Основную массу населения России составляли крестьяне (63,2%), а дворяне всего 1%. Воспитание в крестьянской семье это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений и специальных обучающих и воспитывающих действий, т.е. воспитание носит природосообразный характер. Особенностью традиций крестьянства, которые отразились в целях, воспитательных средствах народной педагогики, было то, что в крестьянской среде процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е. образа жизни. Как правило, в семейной народной педагогике не выделялись отдельные содержательные стороны воспитания: трудовое, нравственное, физическое и т.д. Они реализовались в своеобразном синтезе всех компонентов, поэтому нами был рассмотрен целостный образ жизни крестьянской семьи, в рамках которого функционирует система воспитания данного сословия. Исследование образа жизни крестьянской семьи связано с выяснением совокупности её видов деятельности, анализом структуры, состава, образа мыслей, а также типичных форм народной культуры общения в контексте семейного быта, в составе семейных обычаев и обрядов. Семейная жизнь требовала соблюдения правил, ставила границы, но в то же время давала чувство защищённости, стабильности, душевного тепла и покоя. Родство поколений, связь времён строилась внутри многопоколенной, многодетной семьи. Многодетность воспитывала умение дружить, бережное отношение к семейной чести и т.д. Объединение в семье трёх-четырёх поколений способствовало формированию уважения к старости и т.д. Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям нового времени объяснялась наличием и соблюдением определённых традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. 102 нуждается общество, семья с ее пороками только портила детей. Отдавая предпочтение общественному воспитанию, официальная педагогическая мысль на семью смотрела как на препятствие. Просветители же исходили из положения о том, что именно семья является для ребенка первым обществом, где он приобретает опыт совместного проживания и совместной деятельности, где формируются отношения личности к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, где происходит процесс приобщения детей к социальным ценностям. Процесс зарождения, формирования и развития педагогических идей русских просветителей был обусловлен всей социально культурной и педагогической действительностью, которая была неоднозначной. Противоречивость и двойственность социальной, культурной ситуации сказалась и на характере семейного воспитания: дворяне, став просвещенной частью общества, несли в себе новое начало, а крестьяне сохраняли патриархальные устои домостроительства, традиционные особенности быта и воспитания. Воспитание детей крестьян и провинциального дворянства проходило в многодетной, многопоколенной семье. И единым требованием было уважение, почитание, беспрекословное послушание родителям. Воспитание в крестьянской семье это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений, обучающих действий. В крестьянской семье процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е. образа жизни. Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания. И, по мнению просветителей, только крестьянские дети обладают высокими национальными чертами русского человека спокойный характер, умение владеть собой, благоразумие, ясный ум, дисциплина и т.д. Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям того времени объяснялась наличием и соблюдением определенных традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания 162 явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. На развитие же воспитательных традиций, в свою очередь, оказывали влияние следующие факторы: внутрисемейные отношения, православие, устное народное творчество, труд и другие. Воспитание же детей в дворянской семье с самого рождения ребенка было отдано в руки многочисленных нянек и иностранных учителей гувернеров, которые были далеки от педагогической деятельности. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей, многочисленные воспитатели (няни, гувернеры, родители, старшие братья и сестры, бабушки, дедушки) предъявляли к ним самые разнообразные требования, что влекло за собой формирование негативных качеств личности: непослушание, лживость, приспособленчество, лицемерие и др. Дворянская семья с ее взаимоотношениями представляла образец поведения как преднамеренного, так и посредством явных требований следовать тем нормам, которые осознавались в данном микросоциуме. Просветители второй половины XVIII в. России, веря во всесилие просвещения в деле преобразования общества, были уверены, что существующее беззаконие, несправедливость зависят от образованности и культуры воспитания людей. Это была общая идеология эпохи Просвещения. Поэтому мыслители отводили воспитанию главенствующую роль, а в деле воспитания подрастающего поколения немаловажное место занимала семья. Именно во второй половине XVIII в. получает свое гражданское право само понятие “воспитание”. Прежде всего, оно прозвучало в таких документах, как “ Генеральный план московского воспитательного дома” (1763) и “Устав народных училищ в российской империи” (1780), а также в работах просветителей, которые пытаются вскрыть его сущность, рассматривая зачастую его с таким понятием, как “ образование но постоянно подчеркивая отличия воспитания от обучения. Именно разработка сущности самого понятия 163 |