Именно во второй половине XVIII в. получает гражданское право само понятие "воспитание". Прежде всею, оно прозвучало в таких документах, как " Генеральный план московского воспитательного дома" (1763) и "Устав народных училищ в российской империи" (1780), а также в работах просветителей, которые пытаются вскрыть его сущность, рассматривая зачастую его с таким понятием, как "образование", но постоянно подчеркивая отличия воспитания от обучения. Именно разработка сущности самого понятия "воспитание" в XVIII в. позволила включить его в словарь Российской Академии в 1806 году. Воспитание рассматривалось просветителями с широких социальных позиций. Каждый человек с момента появления на свет оказывался не просто в семье, а в атмосфере, созданной поколениями людей. Семья является именно той микросредой, в которой закладывается фундамент личности. Впервые в отечественной педагогике выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в воспитании детей. Разрабатывая вопросы содержания воспитания, просветители обстоятельно показывают, в чем должно состоять физическое развитие ребенка, какие душевные добродетели должно воспитывать и зачем образовывать ум ребенка. Однако нет единой позиции в определении приоритета содержательного компонента семейного воспитания при выстраивании иерархии целей и задач, в то время как большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового. Просветители исследуемого периода не ограничивались лишь декларациями о должном и нужном, о возможном и необходимом. Они сделали удачную попытку обозначить условия успешного воспитания детей в семье, прекрасно осознавая, что именно семья с существующими в 184 |
которой закладывается фундамент личности. Несмотря на то, что все просветители второй половины XVIII в. были сторонниками общественного воспитания, семье отводили основную роль в этом процессе. Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением», т.к. она выступает источником самой высокой сферы жизни человека патриотизма, любви к своему Отечеству, чувства Родины. Именно в семье можно сохранить, по мнению просветителей, любовь к родителям; воспитать все те добродетели, которые необходимы для семейного счастья и счастья вообще. Реальные надежды по применению в жизнь своих педагогических идей просветители связывали с семьёй, а воспитание в ней представляли как основную общественную обязанность родителей. Впервые в отечественной педагогике, именно во второй половине XVIII в., выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в процессе воспитания детей. Родители должны воспитывать нравственно, физически, умственно развитого ребёнка, т.к. это отвечало основной цели воспитания формирование всесторонне развитой личности. Исходя их цели семейного воспитания, просветители того периода раскрыли его содержание. Большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового. Мысль о приоритете умственного воспитания (Н.И.Новиков); разработка вопросов эстетического воспитания была, на наш взгляд, наиболее прогрессивной. Для успешного семейного воспитания необходимо было соблюдение следующих условий: авторитет родителей; межличностные отношения (супружеские, родители и дети); единство требований родителей к детям; * * режим жизни, распорядок семейного уклада; педагогическая образованность родителей, их просвещённость. 159 явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. На развитие же воспитательных традиций, в свою очередь, оказывали влияние следующие факторы: внутрисемейные отношения, православие, устное народное творчество, труд и другие. Воспитание же детей в дворянской семье с самого рождения ребенка было отдано в руки многочисленных нянек и иностранных учителей гувернеров, которые были далеки от педагогической деятельности. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей, многочисленные воспитатели (няни, гувернеры, родители, старшие братья и сестры, бабушки, дедушки) предъявляли к ним самые разнообразные требования, что влекло за собой формирование негативных качеств личности: непослушание, лживость, приспособленчество, лицемерие и др. Дворянская семья с ее взаимоотношениями представляла образец поведения как преднамеренного, так и посредством явных требований следовать тем нормам, которые осознавались в данном микросоциуме. Просветители второй половины XVIII в. России, веря во всесилие просвещения в деле преобразования общества, были уверены, что существующее беззаконие, несправедливость зависят от образованности и культуры воспитания людей. Это была общая идеология эпохи Просвещения. Поэтому мыслители отводили воспитанию главенствующую роль, а в деле воспитания подрастающего поколения немаловажное место занимала семья. Именно во второй половине XVIII в. получает свое гражданское право само понятие “воспитание”. Прежде всего, оно прозвучало в таких документах, как “ Генеральный план московского воспитательного дома” (1763) и “Устав народных училищ в российской империи” (1780), а также в работах просветителей, которые пытаются вскрыть его сущность, рассматривая зачастую его с таким понятием, как “ образование но постоянно подчеркивая отличия воспитания от обучения. Именно разработка сущности самого понятия 163 “воспитание” в XVIII в. позволила включить его в словарь российской академии в 1806 году. Воспитание рассматривалось просветителями с широких социальных позиций. Каждый человек с момента появления на свет оказывался не просто в семье, а в атмосфере, созданной поколениями людей. Семья является именно той микросредой, в которой закладывается фундамент личности. Впервые в отечественной педагогике выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в воспитании детей. Разрабатывая вопросы содержания воспитания, мыслители обстоятельно показывают, в чем должно состоять физическое развитие ребенка, какие душевные добродетели должно воспитывать и зачем образовывать ум ребенка. Однако нет единой позиции в определении приоритета содержательного компонента семейного воспитания при выстраивании иерархии целей и задач, в то время как большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового. Просветители исследуемого периода не ограничивались лишь декларациями о должном и нужном, о возможном и необходимом. Они сделали удачную попытку обозначить условия успешного воспитания детей в семье, прекрасно осознавая, что именно семья с существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического, физического, патриотического воспитания. Для успешного семейного воспитания необходимо было соблюдение следующих условий: авторитет родителей; межличностные отношения (супружеские, родители и дети) единство требований родителей к детям; режим жизни, распорядок семейного уклада; педагогическая образованность родителей, их просвещенность. 164 |