Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 186]

В период современного социального взрыва, бурных национальных конфликтов, развития национального самосознания вступает в действие принцип исторического последствия, с помощью которого следует выделить наиболее актуальное в педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII в.
России.
Прежде всего, ценным, на наш взгляд, для современной системы воспитания являются принципы воспитания: гуманизм, демократизм, народность и другие.
Теоретический и практический интерес вызывает постановка такой цели, как воспитание гражданина, патриота с высокой нравственностью, трудолюбием и т.д.

Созвучным с современности является обращение просветителей к личности, се достоинству.
Гуманизм русских мыслителей проявился не только в общих положениях просветительской программы, а конкретизировался индивидуальным подходом.
Актуальным
является то, что просветители стремились интегрироваться с мировой культурой и при этом не только сохранить, но и обогатить национальное начало.
Особенно актуальной на сегодняшний день звучит мысль о том, что нравственная основа ребенка формируется именно в семье
е ее благоприятной атмосферой.
Отношения между родителями и детьми должны строиться на основах уважения старших, взаимопонимании, любви.
Именно семья является той средой, в которой крепнет тело, питается разум, обогащаются нравы.
Вся ответственность за воспитание подрастающего поколения
должка ложиться на родителей.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всего многообразия проблем, связанных с изучением педагогических идей эпохи Просвещения России о воспитании детей в семье во второй половине XVIII в..
В связи с этим намечается потребность в продолжении изучения вопросов семейного воспитания в данном направлении.
Переосмысления и анализа, на наш взгляд, требуют такие проблемы, как дальнейшее развитие педагогических идей по вопросам семейного воспитания, изучение смены
186
[стр. 165]

Наряду с вышеперечисленными идеями по вопросам семейного воспитания просветители исследуемого периода выдвинули мысли, которые явились, на наш взгляд, наиболее прогрессивными для того времени: умственное воспитание детей, объединение нравственного и трудового воспитания, отказ от наказаний; мысли о необходимости улучшения женского воспитания.
Подводя итог взглядам просветителей на условия успешного семейного воспитания, следует подчеркнуть, что они в своих работах обозначили очень важную проблему для современных исследователей: проблему типологии взаимоотношений родителей и детей.
Не занимаясь классификацией этой типологии, они выделили такие отношения, как авторитарные, имевшие место в старой патриархальной семье, отношения излишней опеки, замеченной ими в некоторых дворянских семьях, и, наконец, они говорили о тех отношениях, которые в каждой семье должны основываться на уважении друг друга.
Сегодня мы эти отношения назвали бы демократическими или отношениями сотрудничества.
Заслугой просветителей является их попытка развеять миф о том, что страх и угроза наказаний являются гарантией покоя и порядка в семье.
В период современного социального взрыва, бурных национальных конфликтов, развития национального самосознания вступает в действие принцип исторического последствия, с помощью которого следует выделить наиболее актуальное в педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII в.
России.
Прежде всего, ценным, на наш взгляд, для современной системы воспитания являются принципы воспитания: гуманизм, демократизм, народность и другие.
Теоретический и практический интерес вызывает постановка такой цели, как воспитание гражданина, патриота с высокой нравственностью, трудолюбием и т.д.

Современным является обращение просветителей к личности, ее достоинству.
Гуманизм русских мыслителей проявился не только в общих положениях просветительской программы, а конкретизировался индивидуальным подходом.
Актуальным
165

[стр.,166]

является то, что просветители стремились синтезироваться с мировой культурой и при этом не только сохранить, но и обогатить национальное начало.
Особенно актуальной на сегодняшний день звучит мысль о том, что нравственная основа ребенка формируется именно в семье
с ее благоприятной атмосферой.
Отношения между родителями и детьми должны строиться на основах уважения старших, взаимопонимании, любви.
Именно семья является той средой, в которой крепнет тело, питается разум, обогащаются нравы.
Вся ответственность за воспитание подрастающего поколения
должна ложиться на родителей.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всего многообразия проблем, связанных с изучением педагогических идей эпохи Просвещения России о воспитании детей в семье во второй половине XVIII в.
В связи с этим намечается потребность в продолжении изучения вопросов семейного воспитания в данном направлении.
Переосмысления и анализа, на наш взгляд, требуют такие проблемы, как дальнейшее развитие педагогических идей по вопросам семейного воспитания, изучение смены
парадигмы в семейной педагогике России конца XVIII начала XIX в.; изучение взаимовлияния русского и зарубежного опыта семейного воспитания во второй половине XVIII в.; русская религиозная педагогика о семейном воспитании ребенка; изучение домашнего воспитания в дворянских семьях в период второй половины XVIII в.
Именно сегодня, когда нам навязывают новый образ жизни, не имеющий аналогов в истории России, необходимо обратиться к прошлому, вспомнить, что национальная, религиозная и культурная терпимость России позволили ей сохранить свою индивидуальность.
В потоке иностранных педагогических систем, теорий, концепций должен действовать принцип взаимообмена, обогащения, выбора, а не слепого подражания.
166

[Back]