парадигмы в семейной педагогике России конца XVIII начала XIX в.; изучение взаимовлияния русского и зарубежного опыта семейного воспитания во второй половине XVIII в.; русская религиозная педагогика о семейном воспитании ребенка; изучение домашнего воспитания в дворянских семьях в период второй половины XVIII в. Именно сегодня, когда нам навязывают новый образ жизни, не имеющий аналогов в истории России, необходимо обратиться к прошлому, вспомнить о том, что национальная, религиозная и культурная терпимость России позволили ей сохранить свою индивидуальность. В потоке иностранных педагогических систем, теорий, концепций должен действовать принцип взаимообмена, обогащения, выбора, а не слепого подражания. 187 |
является то, что просветители стремились синтезироваться с мировой культурой и при этом не только сохранить, но и обогатить национальное начало. Особенно актуальной на сегодняшний день звучит мысль о том, что нравственная основа ребенка формируется именно в семье с ее благоприятной атмосферой. Отношения между родителями и детьми должны строиться на основах уважения старших, взаимопонимании, любви. Именно семья является той средой, в которой крепнет тело, питается разум, обогащаются нравы. Вся ответственность за воспитание подрастающего поколения должна ложиться на родителей. Проведенное нами исследование не исчерпывает всего многообразия проблем, связанных с изучением педагогических идей эпохи Просвещения России о воспитании детей в семье во второй половине XVIII в. В связи с этим намечается потребность в продолжении изучения вопросов семейного воспитания в данном направлении. Переосмысления и анализа, на наш взгляд, требуют такие проблемы, как дальнейшее развитие педагогических идей по вопросам семейного воспитания, изучение смены парадигмы в семейной педагогике России конца XVIII начала XIX в.; изучение взаимовлияния русского и зарубежного опыта семейного воспитания во второй половине XVIII в.; русская религиозная педагогика о семейном воспитании ребенка; изучение домашнего воспитания в дворянских семьях в период второй половины XVIII в. Именно сегодня, когда нам навязывают новый образ жизни, не имеющий аналогов в истории России, необходимо обратиться к прошлому, вспомнить, что национальная, религиозная и культурная терпимость России позволили ей сохранить свою индивидуальность. В потоке иностранных педагогических систем, теорий, концепций должен действовать принцип взаимообмена, обогащения, выбора, а не слепого подражания. 166 |