(1755). Начала издаваться переводная и оригинальная литература. Однако одним из самых чувствительных барометров культурных веяний, общественных настроений, по мнению П.Н.Милюкова (а мы с ним согласны), выступает книгоиздательство. Именно в эпоху Екатерины II развивается достаточно бурно книгоиздательство, и количество издаваемых книг в России выросло почти в пять раз по сравнению с петровской эпохой. Сама же Екатерина II наращивает темпы: выпуск книг в год составил 1770 г. 105, 1790 г. 366 (...338). Большая часть книг удовлетворяла потребностям школ, церкви, правительства, но 40% были обращены к любителям светского чтения: романы, повести, стихотворения, драматические пьесы и т.п. Появляется небывалое количество педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Проблема человека и его место в жизни вот показатель становления и развития новой эпохи. Просвещение, наиболее полно заявившее о себе во Франции, охватило страны Европы, но степень радикальности просветительской программы и социальные силы, возглавившие данное идеологическое движение, в разных странах носили различный характер. Процесс интеллектуального подъема не мог миновать Россию, для которой эта эпоха тоже стала периодом социального и культурного обновления. Специфические особенности идеологии русского Просвещения до сих пор остаются предметом научных дискуссий. Эта тема нашла свое отражение в работах многих педагогов, историков, философов, филологов и других ученых, как в прошлом, так и сегодня. Не претендуя на исчерпывающую полноту обзора этой темы, позволим себе выделить ряд авторов, посвятивших свои работы теме русского 21 |
продолжала нарастать. Это и привело к дестабилизации, к крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. С другой стороны в царствование Екатерины II русское правительство ставит своей целью насаждение в стране общего образования, а не только технического и специального. Важнейшими показателями социокультурных условий, выступающих предпосылками для развития педагогической мысли во второй половине XVIII в. явились грамотность населения, система образования, школа как важнейший социокультурный институт, являющиеся и результатом и условием культурноисторического развития нации. Первая половина рассматриваемой эпохи создала систему профессиональных школ, Академию наук (1726), Университет (1755), издание переводной и оригинальной литературы. Однако одним из самых чувствительных барометров культурных веяний, общественных настроений, по мнению П.Н.Милюкова (а мы с ним согласны), выступает книгоиздател ьство. В эпоху Екатерины II развивается достаточно бурно книгоиздательство и количество издаваемых книг в России выросло почти в пять раз по сравнению с петровской эпохой. Сама же Екатерина II наращивает темпы: выпуск книг в год составил 1770 г. 105, 1790 г. 366 (...,338). Большая часть книг удовлетворяла потребности школ, церкви, правительства, но 40% были обращены к любителям светского чтения: романы, повести, стихотворения, драматические пьесы и т.п. Появляется небывалое количество педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Проблема человека и его место в жизни вот показатель становления и развития новой эпохи. Просвещение, наиболее полно заявившее себя во Франции, охватило страны Европы, но степень радикальности просветительской программы и социальные силы, возглавившие данное идеологическое движение, в разных странах носили различный характер. Процесс интеллектуального подъема не мог миновать Россию, для которой эта эпоха тоже стала периодом социального и культурного обновления. Специфические особенности идеологии русского Просвещения до сих пор остаются предметом научных дискуссий. Эта тема нашла свое отражение в работах многих педагогов, историков, философов, филологов и других ученых, как прошлых, так и современных лет. Не претендуя на исчерпывающую полноту обзора этой темы, позволим себе выделить ряд авторов, посвятивших свои работы теме русского Просвещения. В ряду работ по истории русской философии и общественно-политической мысли XVIII века следует назвать Т.В.Артемьевой, А.И.Введенского, З.А.Каменского, В.И.Морякова, Э.Л.Радлова, И.Я.Щ ипанова и др. Значительны успехи литературоведения. Нельзя не упомянуть работы П.Н.Беркова, А.П.Валицкой, Ю .М .Лотмана, Г.П.Макогоненко, Ю .В.Стенника и многих других. Непосредственность связей педагогических идей с социальнополитическим движением является одной из существенных характеристик отечественного общественного сознания XVIII века, получившего название «век Просвещения». Утверждение идей демократизма, высокой гражданственности, ненависть к крепостному праву и порождаемому им общественному злу, утверждение идей гуманизма, уважения и любви к человеку стимулировали процесс формирования педагогических идей, поскольку, именно эти представления определяли, по мысли просветителей, благосостояние общества. На этой почве развернулся конфликт между консервативно-крепостнической и демократической просветительской идеологией. В современной историко-культурной науке оживленно дебатируется вопрос о содержании и соотношении понятий «Просвещение» и «просветительство». При этом подходов к вопросу об определении хронологических рамок этих явлений очень много и они различны, поскольку их сущность понимается по-разному. Некоторые авторы относят начало Просвещения к последнему десятилетию XVII в., другие к середине XVIII в., |