Просвещения. Среди работ по истории русской философии и общественнополитической мысли XVIII века следует назвать Т.В.Артемьевой, А.И.Введенского, З.А.Каменского, В.И.Морякова, Э.Л.Радлова, КЯ.Щипанова и др. Нельзя не упомянуть также работы П.Н.Беркова, А.П.Валицкой, Ю.М.Лотмана, Г.П.Макогоненко, Ю.В.Стенника и многих других. Непосредственность связей педагогических идей с социальнополитическим движением является одной из существенных характеристик отечественного общественного сознания XVIII века, получившего название «век Просвещения». Утверждение идей демократизма, высокой гражданственности, ненависть к крепостному праву и порождаемому им общественному злу, утверждение идей гуманизма, уважения и любви к человеку стимулировали процесс формирования педагогических идей, поскольку, именно эти представления определяли, по мысли просветителей, благосостояние общества. В современной историко-культурной науке оживленно дебатируется вопрос о содержании и соотношении понятий «Просвещение» и «просветительство». При этом подходов к вопросу об определении хронологических рамок этих явлений очень много и они различны, поскольку их сущность понимается по-разному. Некоторые авторы относят начало Просвещения к последнему десятилетию XVII в., другие к середине XVIII в., начиная с Ломоносова (П.Н.Берков), или к последней трети прошлого века (Ю.М.Лотман), а некоторые даже к первой четверти XIX в. (З.А.Каменский). Конец Просвещения датируется то революционным выступлением Радищева, то оказывается где-то в конце XIX столетия. Интересно мнение Э.Л.Раддова, который говорит, что Просвещение в России стало распространяться со времен введения христианства [32.С.96]. Хронологические рамки Просвещения и 22 |
Процесс интеллектуального подъема не мог миновать Россию, для которой эта эпоха тоже стала периодом социального и культурного обновления. Специфические особенности идеологии русского Просвещения до сих пор остаются предметом научных дискуссий. Эта тема нашла свое отражение в работах многих педагогов, историков, философов, филологов и других ученых, как прошлых, так и современных лет. Не претендуя на исчерпывающую полноту обзора этой темы, позволим себе выделить ряд авторов, посвятивших свои работы теме русского Просвещения. В ряду работ по истории русской философии и общественно-политической мысли XVIII века следует назвать Т.В.Артемьевой, А.И.Введенского, З.А.Каменского, В.И.Морякова, Э.Л.Радлова, И.Я.Щ ипанова и др. Значительны успехи литературоведения. Нельзя не упомянуть работы П.Н.Беркова, А.П.Валицкой, Ю .М .Лотмана, Г.П.Макогоненко, Ю .В.Стенника и многих других. Непосредственность связей педагогических идей с социальнополитическим движением является одной из существенных характеристик отечественного общественного сознания XVIII века, получившего название «век Просвещения». Утверждение идей демократизма, высокой гражданственности, ненависть к крепостному праву и порождаемому им общественному злу, утверждение идей гуманизма, уважения и любви к человеку стимулировали процесс формирования педагогических идей, поскольку, именно эти представления определяли, по мысли просветителей, благосостояние общества. На этой почве развернулся конфликт между консервативно-крепостнической и демократической просветительской идеологией. В современной историко-культурной науке оживленно дебатируется вопрос о содержании и соотношении понятий «Просвещение» и «просветительство». При этом подходов к вопросу об определении хронологических рамок этих явлений очень много и они различны, поскольку их сущность понимается по-разному. Некоторые авторы относят начало Просвещения к последнему десятилетию XVII в., другие к середине XVIII в., начиная с Ломоносова (П.Н.Берков), или к последней трети этого века (Ю .М .Лотман), а некоторые даже к первой четверти XIX в. (З.А.Каменский). Конец Просвещения датируется то революционным выступлением Радищева, то оказывается где-то в конце XIX столетия. Интересно мнение Э.Л.Радлова, который говорит, что Просвещение в России стало распространяться со времен введения христианства (32,96). Хронологические рамки Просвещения и просветительства могут быть определены лишь при условии прояснения этих понятий. Просветительство эго такое философско-политическое течение, которое видело единственное, возможное средство улучшения жизни общества в распространении образования и пропаганде знаний и вытекающих из этого постепенных изменений (176,9). Просвещением следует считать определенный этап в истории просветительства, характеризуемый четко оформившейся идеологической системой, буржуазно-революционной по своей природе, но в то же время, не признававшей революции как метода переустройства общества (176,10). Интересно мнение еще одного автора, который Просвещением предлагает назвать особую стадию социо-культурной динамики, характеризующуюся переходом от общества религиозного традиционализма к обществу со смешанной системой ценностей, среди которого существенное место занимают ценности рационалистические, относящиеся в первую очередь, не только к научному познанию и пониманию мировоззрения, но и к образу человека и общества. Просвещение это переход от «священного» общества к светскому (143,4). Исходя из вышеприведенных определений понятия «Просвещение» и «просветительство», очевидно, что второе оказывается шире первого. Просветительство может и предшествовать Просвещению, и развиваться рядом, борясь с ним, и существовать после него. Просветительство как идеологическое течение обнаруживает себя в России повсеместно с XVII в. и продолжается и в XIX, и в XX веках. Если говорить о том, что раннее 19 |