Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 23]

просветительства могут быть определены лишь при условии прояснения этих понятий.
Просветительство
это такое философско-политическое течение, которое видело единственно, возможное средство улучшения жизни общества в распространении образования и пропаганде знаний и вытекающих из этого постепенных изменений [176.С.9].
Просвещением следует считать определенный этап в истории просветительства, характеризуемый четко оформившейся идеологической системой, буржуазно-революционной по своей природе, но в то же время, не признававшей революции как метода переустройства общества
[176.С.10].
Просвещением можно назвать особую стадию социокультурной динамики, характеризующуюся переходом от общества религиозного традиционализма к обществу со смешанной системой ценностей, среди которого существенное место занимают ценности рационалистические, относящиеся в первую очередь, не только к научному познанию и пониманию мировоззрения, но и к образу человека и общества.
Просвещение это переход от «священного» общества к светскому
[143.С.4].
Исходя из вышеприведенных определений понятия «Просвещение» и «просветительство», очевидно, что второе оказывается шире первого.
Просветительство может и предшествовать Просвещению, и развиваться рядом, борясь с ним, и существовать после него.
Просветительство как идеологическое течение обнаруживает себя в России повсеместно с XVII в.
и продолжается и в XIX, и в XX веках.
Если говорить о том, что раннее
просветительство сводилось в большинстве случаев к одной грамотности, то первыми просветителями в России мы в праве называть миссионеров XV века.
23
[стр. 19]

начиная с Ломоносова (П.Н.Берков), или к последней трети этого века (Ю .М .Лотман), а некоторые даже к первой четверти XIX в.
(З.А.Каменский).
Конец Просвещения датируется то революционным выступлением Радищева, то оказывается где-то в конце XIX столетия.
Интересно мнение Э.Л.Радлова, который говорит, что Просвещение в России стало распространяться со времен введения христианства (32,96).
Хронологические рамки Просвещения и просветительства могут быть определены лишь при условии прояснения этих понятий.
Просветительство
эго такое философско-политическое течение, которое видело единственное, возможное средство улучшения жизни общества в распространении образования и пропаганде знаний и вытекающих из этого постепенных изменений (176,9).
Просвещением следует считать определенный этап в истории просветительства, характеризуемый четко оформившейся идеологической системой, буржуазно-революционной по своей природе, но в то же время, не признававшей революции как метода переустройства общества
(176,10).
Интересно мнение еще одного автора, который Просвещением предлагает назвать особую стадию социо-культурной динамики, характеризующуюся переходом от общества религиозного традиционализма к обществу со смешанной системой ценностей, среди которого существенное место занимают ценности рационалистические, относящиеся в первую очередь, не только к научному познанию и пониманию мировоззрения, но и к образу человека и общества.
Просвещение это переход от «священного» общества к светскому
(143,4).
Исходя из вышеприведенных определений понятия «Просвещение» и «просветительство», очевидно, что второе оказывается шире первого.
Просветительство может и предшествовать Просвещению, и развиваться рядом, борясь с ним, и существовать после него.
Просветительство как идеологическое течение обнаруживает себя в России повсеместно с XVII в.
и продолжается и в XIX, и в XX веках.
Если говорить о том, что раннее
19

[стр.,20]

просветительство сводилось в большинстве случаев к одной грамотности, то первыми просветителями в России мы в праве называть миссионеров XV века.
Возвращаясь к вопросу о периодизации просветительства, напомним, что подходов, мнений на этот счет много и они различны.
За основу, на наш взгляд, следует взять периодизацию П.Н.Беркова.
В российском просветительстве он выделяет четыре периода: 1) первый период «раннего просветительства» просветительство XVII в.
(до Петра I); 2) второй период «раннего просветительства» период петровского «просвещённого абсолютизма» (стремление создать сильное государство); 3) со смертью Петра I прекращается второй период русского просветительства и первый период «просвещённого абсолютизма»; 4) последняя треть XVIII в.
при Екатерине II второй период «просвещённого абсолютизма».
Просветительство Кантемира, М.В.Ломоносова были существенным звеном в истории русского просветительства, соединявшим передовые идеи Петровской эпохи с идеями Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева.
Время, начиная с 1760 г.
и до появления «Путешествия» Радищева, является четвертым периодом в истории русского просветительства, а 1760-1780 гг., по мнению П.Н.Беркова, являются одновременно и периодом русского Просвещения.
Наивысшего расцвета русское Просвещение достигло в 1760-1780-е гг., приходящиеся на период правления Екатерины II.
Этот этап отмечен выступлениями целой группы крупных деятелей культуры: писателей, юристов, экономистов, философов, педагогов и т.д., как из среды дворянства, так и представителей демократической интеллигенции.
Процесс формирования педагогических идей мыслителей второй половины XVIII в., истоки которого находим в конце XVII начале XVIII вв., характеризуется преемственностью и развитием гуманистических идей русского просветительства.
Деятельность 20

[Back]