Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 25]

естественно, легла в основу и сыграла значимую роль в становлении и развитии идей в области образования и воспитания.
Как утверждает ПФ.Каптерев, для характеристики направления
педагогических идей в петровское время особенно важными являются произведения трёх деятелей той эпохи: Феофана Прокоповича (1681-1736) И.Т.Посошкова (1653-1726), В.Н.Татищева (1686-1750).
Ни один из них не был специалистом-педагогом, не оставил специальных педагогических трактатов, но каждый касался, и довольно подробно, вопросов воспитания подрастающего поколения.
Известный публицист и экономист первой четверти XVIII в.
Иван Тихонович Посошков являлся человеком с весьма любопытным мировоззрением.
Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Книга о скудности и богатстве» и другие.
Вопросы образования и воспитания у Посошкова являются составной частью его общественно-экономических проектов.
В обширном сочинении, написанном в 1719-1720 гг.
и носящем заглавие «Завещание отеческое», автор изложил целую систему
педагогических воззрений.
Сочинение состоит из предисловия и девяти глав, в которых подробно рассматриваются вопросы воспитания.
Это произведение можно назвать «Домостроем» XVIII в.
Автор его занят тем же, чем был занят автор и старого "Домостроя" XVI в., т.е.
наставлениями, касающимися нравственно-христианской жизни, выполнения обязанностей семейных, церковных, разных призваний и должностей, которые могут быть поручены человеку или, по обстоятельствам жизни, добровольно взяты им на себя
[86.С.70].
И.Т.
Посошков советует родителям крепко держать детей, чтобы они без родительского позволения ничего не делали, жили бы не по своей воле, 25
[стр. 21]

идеологов начала XVIII в., естественно, легла в основу и сыграла значимую роль в становлении и развитии мысли в области образования и воспитания.
Как утверждает П.Ф.Каптерев, для характеристики направления
и сущности педагогических идей в петровское время особенно важным являются произведения трёх деятелей той эпохи: Феофан Прокопович (1681-1736), И.Т.Посошков (1653-1726), В.Н.Татищев (1686-1750).
Ни один из них не был специалистом-педагогом, не оставил специальных педагогических трактатов, но каждый касался, и довольно подробно, вопросов воспитания подрастающего поколения.
Известный публицист и экономист первой четверти XVIII в.
Иван Тихонович Посошков являлся человеком с весьма любопытным мировоззрением.
Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Книга о скудности и богатстве» и другие.
Вопросы образования и воспитания у Посошкова являются составной частью его общественно-экономических проектов.
В обширном сочинении, написанном в 1719-1720 гг.
и носящем заглавие «Завещание отеческое», автор изложил целую систему
педагогики.
Сочинение состоит из предисловия и девяти глав, в которых подробно рассматриваются вопросы воспитания.
Это произведение можно назвать «Домостроем» XVIII в.
Автор его занят тем же, чем был занят автор и старого "Домостроя" XVI в., т.е.
наставлениями, касающимися нравственно-христианской жизни, выполнения обязанностей семейных, церковных, разных призваний и должностей, которые могут быть поручены человеку или, по обстоятельствам жизни, добровольно взяты им на себя
(86,70).
Посошков человек двух миров, в нем очень много старого, ветхозаветного, но из старого пробиваются новые ростки, обещающие новую, правильную жизнь.
Однако, для людей и жизни времени Посошкова Ветхий Завет был еще более пригоден, чем Новый.
Это очевидно, когда просветитель начинает говорить о воспитании.
Самое главное в воспитании у Посошкова это «учить детей неоплошно и держать их в великой грозе, первое, чтобы пред

[стр.,22]

Богом трепетали, а второе, чтобы и родителей боялись, одного их взгляда...» (112,177).
Затем автор предлагает целый ряд текстов из Ветхого Завета о сокрушении ребер детям.
Больше всего Посошков боится собственной детской воли, детской свободы и самостоятельности, поэтому советует родителям крепко держать детей, чтобы они без родительского позволения ничего не делали, жили бы не по своей воле, а по воле родителей.
В таком же ветхозаветном духе, по мнению мыслителя должно пройти и первоначальное воспитание.
В педагогических взглядах просветителя есть и некоторые новшества.
По вопросам образования, физического воспитания, просвещения крестьянства он высказывал, для тех времен, довольно смелые мысли.
Элементы буржуазной идеологии в проектах Посошкова были истолкованы как опасные для государства, и их автор после смерти Петра I окончил жизнь в Петропавловской крепости.
П.Ф.Каптерев называет Посошкова «воплощением педагогического противоречия".
С этим трудно не согласиться.
Он проповедник и защитник гуманности, мягкого отношения ко всему существующему, особенно к животным, но суров в отношении к детям.
Получается: собаку, греющуюся на солнце, не тронь; курицу, роющуюся в песке, не потревожь; а сына, дочь, детей нещадно сокрушай им ребра.
Дерева не ломай, а детскую волю сломи и т.д.
Как понять такое противоречие? В том-то и дело, как объясняет Каптерев, что для Посошкова здесь не было противоречия.
Ветхий Завет, его педагогические идеи так впитались в древнего русского человека, что любовное отношение к детям он видел в побоях детей, в детском страхе, в отнятии у детей воли.
Посошков был цельный, а не противоречивый человек.
Он был защитник твердой патриархальной и широкой власти патриархальной семьи.
Какоголибо противоречия между Ветхим и Новым Заветом для него не существовало, чего не скажешь о просветителях второй половины XVIII в.
(об этом пойдет речь в следующих главах данного исследования).
22 1

[Back]