Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 26]

а по воле родителей.
В таком же ветхозаветном духе, по мнению мыслителя должно пройти и первоначальное воспитание.
В педагогических взглядах просветителя есть и некоторые
новые идеи.
По вопросам образования, физического воспитания, просвещения крестьянства он высказывал,
довольно смелые для тех времен мысли.
Элементы буржуазной идеологии в проектах Посошкова были истолкованы как опасные для государства,
а их автор после смерти Петра I окончил жизнь в Петропавловской крепости.
П.Ф.Каптерев называет Посошкова «воплощением педагогического противоречия".
С этим трудно не согласиться.
Он проповедник и защитник гуманности, мягкого отношения ко всему существующему, особенно к животным, но суров в отношении к детям.

Как объясняет Каптерев, что для Посошкова здесь не было противоречия.
Ветхий Завет, его педагогические идеи так впитались в
душу русского человека, что любовное отношение к детям он видел в побоях детей, в детском страхе, в отнятии у детей воли.
Посошков был
защитник твердой патриархальной и широкой власти патриархальной семьи.
Особое место в кругу «ученой дружины» вокруг Петра I занимал Феофан Прокопович.
Он был известен как видный церковный и общественный деятель, оратор, поэт, драматург, теоретик литературы, реформатор в области церковной политики, духовного и светского воспитания, яркий сторонник широкого просвещения.
Его перу принадлежат такие работы, как «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», «Первое учение
отрокам».
В своих сочинениях Ф.Прокопович доказывал, что «ученье доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу».

26
[стр. 22]

Богом трепетали, а второе, чтобы и родителей боялись, одного их взгляда...» (112,177).
Затем автор предлагает целый ряд текстов из Ветхого Завета о сокрушении ребер детям.
Больше всего Посошков боится собственной детской воли, детской свободы и самостоятельности, поэтому советует родителям крепко держать детей, чтобы они без родительского позволения ничего не делали, жили бы не по своей воле, а по воле родителей.
В таком же ветхозаветном духе, по мнению мыслителя должно пройти и первоначальное воспитание.
В педагогических взглядах просветителя есть и некоторые
новшества.
По вопросам образования, физического воспитания, просвещения крестьянства он высказывал,
для тех времен, довольно смелые мысли.
Элементы буржуазной идеологии в проектах Посошкова были истолкованы как опасные для государства,
и их автор после смерти Петра I окончил жизнь в Петропавловской крепости.
П.Ф.Каптерев называет Посошкова «воплощением педагогического противоречия".
С этим трудно не согласиться.
Он проповедник и защитник гуманности, мягкого отношения ко всему существующему, особенно к животным, но суров в отношении к детям.

Получается: собаку, греющуюся на солнце, не тронь; курицу, роющуюся в песке, не потревожь; а сына, дочь, детей нещадно сокрушай им ребра.
Дерева не ломай, а детскую волю сломи и т.д.
Как понять такое противоречие? В том-то и дело, как объясняет Каптерев, что для Посошкова здесь не было противоречия.
Ветхий Завет, его педагогические идеи так впитались в
древнего русского человека, что любовное отношение к детям он видел в побоях детей, в детском страхе, в отнятии у детей воли.
Посошков был
цельный, а не противоречивый человек.
Он был защитник твердой патриархальной и широкой власти патриархальной семьи.
Какоголибо противоречия между Ветхим и Новым Заветом для него не существовало, чего не скажешь о просветителях второй половины XVIII в.
(об этом пойдет речь в следующих главах данного исследования).
22 1

[стр.,23]

Особое место в кругу «Ученой дружины» вокруг Петра I занимал Феофан Прокопович.
Он был известен как видный церковный и общественный деятель, оратор, поэт, драматург, теоретик литературы, реформатор в области церковной политики, духовного и светского воспитания, яркий сторонник широкого просвещения.
Его перу принадлежат такие работы, как «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской", «Духовный регламент», «Первое учение
отроком».
В своих сочинениях Ф.Прокопович доказывал, что «ученье доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу».

«Гимн просвещению» так оценили современники содержание «Духовного регламента» (1721), в котором Прокопович изложил программу нового школьного обучения.
Необходимо отметить, что с момента утверждения «Духовного Регламента» и открытия духовной коллегии русская церковь потеряла свою былую свободу и полновластие, став частью государственной власти.
Будучи защитником главенства государства над церковью, Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и только лишь нравственных наставлений для народа.
Постановку же образования он понимал по-другому, чем его понимали прежде.
Религиозная сторона не имела в его проектах того важного значения, какое она имела прежде; государственный, светский, и прямо педагогический интерес у него был на первом месте.
Согласно проекту училищного дела по «Регламенту», Прокопович наметил духовные школы трех разрядов: академии, семинарии, элементарные училища.
Первая забота во время устройства академии у него была забота об учителях, об их числе, об их человеческих качествах.
Он считал, что будущих учителей надо подвергать тщательной проверке и лишь тогда допускать к преподаванию.
За воспитанниками должен быть устроен самый бдительный надзор, а во всей их жизни строгий прядок.
В первые три года учебы совсем не отпускать никуда семинаристов, а потом не больше двух раз в год к родителям или родственникам, и то не больше, как на семь дней.
Образ жизни воспитанников должен был быть замкнутым, изолированным от окружающей жизни, от влияния родных и привычной среды.
«Место академии не в городе, 23

[Back]