Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 27]

«Гимн просвещению» так оценили современники содержание «Духовного регламента» (1721), в котором Прокопович изложил программу нового школьного обучения.
Необходимо отметить, что с момента утверждения «Духовного регламента» и открытия духовной коллегии русская церковь потеряла свою былую свободу и полновластие, став частью государственной власти.
Будучи защитником главенства государства над церковью, Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и только лишь нравственных наставлений для народа.
Постановку же образования он понимал по-другому, чем его понимали прежде.
Религиозная сторона не имела в его проектах того важного значения, какое она имела прежде; государственный, светский, и прямо педагогический интерес у него был на первом месте.
Согласно проекту училищного дела по «Регламенту», Прокопович наметил духовные школы трех разрядов: академии, семинарии, элементарные училища.
Первая забота во время устройства академии у него была забота об учителях, об их числе, об их человеческих качествах.
Он считал, что будущих учителей надо подвергать тщательной проверке и лишь тогда допускать к преподаванию.
За воспитанниками должен быть устроен самый бдительный надзор, а во всей их жизни строгий
порядок.
Впервые три года учебы совсем не отпускать никуда семинаристов, а потом не больше двух раз в год к родителям или родственникам, и то не больше как на семь дней.
Образ жизни воспитанников должен был быть замкнутым, изолированным от окружающей жизни, от влияния родных и привычной среды.
«Место академии не в городе,
но в стороне на веселом месте угодное, где несть народного шума, ниже частые оказии, которые обычно мешают учению, и находит на очи, что похищает мысли молодых человек и прилежать учением не попускает» [4.С.50].
Задолго до эпохи Екатерины II Ф.Прокопович усматривал теснейшую связь между
27
[стр. 23]

Особое место в кругу «Ученой дружины» вокруг Петра I занимал Феофан Прокопович.
Он был известен как видный церковный и общественный деятель, оратор, поэт, драматург, теоретик литературы, реформатор в области церковной политики, духовного и светского воспитания, яркий сторонник широкого просвещения.
Его перу принадлежат такие работы, как «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской", «Духовный регламент», «Первое учение отроком».
В своих сочинениях Ф.Прокопович доказывал, что «ученье доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу».
«Гимн просвещению» так оценили современники содержание «Духовного регламента» (1721), в котором Прокопович изложил программу нового школьного обучения.
Необходимо отметить, что с момента утверждения «Духовного Регламента» и открытия духовной коллегии русская церковь потеряла свою былую свободу и полновластие, став частью государственной власти.
Будучи защитником главенства государства над церковью, Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и только лишь нравственных наставлений для народа.
Постановку же образования он понимал по-другому, чем его понимали прежде.
Религиозная сторона не имела в его проектах того важного значения, какое она имела прежде; государственный, светский, и прямо педагогический интерес у него был на первом месте.
Согласно проекту училищного дела по «Регламенту», Прокопович наметил духовные школы трех разрядов: академии, семинарии, элементарные училища.
Первая забота во время устройства академии у него была забота об учителях, об их числе, об их человеческих качествах.
Он считал, что будущих учителей надо подвергать тщательной проверке и лишь тогда допускать к преподаванию.
За воспитанниками должен быть устроен самый бдительный надзор, а во всей их жизни строгий
прядок.
В первые три года учебы совсем не отпускать никуда семинаристов, а потом не больше двух раз в год к родителям или родственникам, и то не больше, как на семь дней.
Образ жизни воспитанников должен был быть замкнутым, изолированным от окружающей жизни, от влияния родных и привычной среды.
«Место академии не в городе,
23

[стр.,24]

но в стороне на веселом месте угодное, где несть народного шума, ниже частые оказни, которые обычно мешают учению, и находит на очи, что похищает мысли молодых человек и прилежать учением не попускает» (4,50).
Задолго до эпохи Екатерины II Ф.Прокопович усматривал теснейшую связь между
образованием как средством подготовки, формирования нового человека и прогрессом общественного развития, новым устройством государства.
Другой деятель допетровского времени, высказывавший совершенно определенно свои педагогические убеждения, Василий Никитич Татищев.
Он был известен как создатель многотомной «Истории Российской», государственный деятель, руководитель горнозаводских школ на Урале, философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский».
Он был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений: «Записка об учащихся и расходах на просвещение в России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах», «Увещание умирающего отца к сыну» и многие другие.
Педагогика В.Н.Татищева это педагогика утилитарная, светская.
Все его жизненные воззрения проникнуты практической пользой и профессионализмом, что вполне отвечало требованиям петровской эпохи.
По справедливому утверждению П.Ф.Каптерева, мировоззрение Татищева, несмотря на многие сходства с взглядами Посошкова, совсем иное, строится на других началах.
Старинная религиозно-церковная первооснова жизни у Татищева отходит на второй план, а на первый выдвигается рационалистическое начало.
В «Разговоре о пользе наук и училищ» автор выдвигает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познание самого себя, а оно достигается только с помощью науки.
Наука также необходима для правильного понимания веры, а не знавшие науки искажали её.
Польза науки, по Татищеву, нужна для разумного управления государством, для правящего класса, а также и для простого люда, для правильного ведения им своих дел и для укрепления в нем добрых нравов.
Сущность науки заключается в ее 24

[Back]