Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 30]

оно обусловливается тем, чтобы не давать в воспитании воле жене, матери детей, чтобы она не погубила их своею слепою любовью.
Таким образом, хотя В.Н.Татищев по многим своим взглядам стоит еще на почве старой допетровской педагогики, но во многих его работах веет новым духом, духом петровских преобразований.
В эту эпоху, которая внесла
изменения во все сферы жизни России, резко меняется быт семей, прежде всего в среде дворянского сословия.
На государственном уровне вырабатываются строгие требования к домашнему воспитанию детей, что и получило отражение на страницах «Юности честное зерцало».
В нем говорится, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной народной традиции, а опираться на правила нового придворного этикета.
Одно из требований говорить с детьми в домашних условиях на иностранном языке, обучать светским манерам, правилам культурного поведения за столом, в обществе, на улице и т.д.
Это произведение наводило на мысль, что путем домашнего воспитания можно сформировать настоящего дворянина, подготовить его к будущей придворной деятельности.
Именно эта мысль получила широкое распространение в педагогической действительности второй половины XVIII в.
России.
Как видно из сказанного, представители «Ученой дружины» ратовали за просвещение России, прокладывали дорогу для развития науки, философии, педагогики.
Плюс ко всему считали, что изменения в стране должны происходить от могущества сильного и мудрого правителя.
На этой почве возникает идея «просвещенного абсолютизма».
Именно просветители первой половины XVIII в.
начали осознавать ценность образования и систематического воспитания, что способствовало развитию и формированию педагогических идей второй половины века.
Для данного периода характерным является развитие просветительской педагогики,
30
[стр. 25]

практической полезности, поэтому и науки Татищев разделяет на нужные, полезные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные и вредные.
Педагогика просветителя была не только узко утилитарная, но и резко сословная.
Конечно, главные его заботы были заботы об образовании дворянства, и педагогика его была дворянская, аристократическая, тогда как у Посошкова, при ее церковности, была демократической.
Однако, он не отрицал необходимость образованных крестьян, которые виделись ему, как подготовка хорошей рабочей силы для помещика, как средство создать «доброго рукодельника», полезного самому себе и своему барину.
Проблемам нравственного воспитания детей дворянского сословия посвящено произведение «Духовная моему сыну».
Нравственное воспитание дворянские дети должны были получать в условиях домашних под влиянием родственников.
В работе говорится о необходимости почтения детей к родителям.
Качества личности, которые следовало воспитывать у детей, В.Н.Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных надо было воспитывать храбрость, но не безрассудство и т.д.
Программу воспитания дворянина он строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения.
В «Увещании умирающего отца к сыну» просветитель высказал довольно интересный взгляд на то, что положение холостого нужно предпочесть положению женатого, потому что женитьба препятствует человеку наслаждаться жизнью, лишает его душевного спокойствия.
Семья, по мнению Татищева, это тяжкое бремя, и блажен не женатый.
Впрочем, далее он добавляет, что если человек женился и имеет детей, то он должен знать, что «доброе воспитание источник благополучия» и что оно обуславливается тем, чтобы не давать в воспитании воле жене, матери детей, чтобы она не погубила их своего слепою любовью.
Таким образом, хотя В.Н.Татищев по многим своим взглядам стоит еще на почве старой допетровской педагогики, но во многих его работах веет новым духом, духом петровских преобразований.
В эту эпоху, которая внесла
25

[стр.,26]

изменения во все сферы жизни России, резко меняется быт семей, прежде всего в среде дворянского сословия.
В это время на государственном уровне вырабатываются строгие требования к домашнему воспитанию детей, что и получило отражение на страницах «Ю ности честное зерцало».
В нем говорится, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной народной традиции, а опираться на правила нового придворного этикета.
Одно из требований говорить с детьми в домашних условиях на иностранном языке, обучать светским манерам, правилам культурного поведения за столом, в обществе, на улице и т.д.
Это произведение наводило на мысль, что путем домашнего воспитания можно сформировать настоящего дворянина, подготовить его к будущей придворной деятельности.
Именно эта мысль получила широкое распространение в педагогической действительности второй половины XVIII в.
России.
Как видно из сказанного, представители «Ученой дружины» ратовали за просвещение России, прокладывали дорогу для развития науки, философии, педагогики.
Плюс ко всему считали, что изменения в стране должны происходить от могущества сильного и мудрого правителя.
На этой почве возникает идея «просвещенного абсолютизма».
Именно просветители первой половины XVIII в.
начали осознавать ценность образования и систематического воспитания, что способствовало развитию и формированию педагогических идей второй половины века.
Для данного периода характерным является развитие просветительской педагогики,
которую отличали умеренность, надежды на реформы «просвещенного монарха», гуманизм, обращение к проблеме «человек и природа», «человек и общество» и т.д.
В исследовании факторов влияния на формирование педагогических идей в России второй половины XVIII в.
одним из основополагающих и коренных вопросов является анализ проблемы зарубежных влияний, соотношения России и Запада.
Проблема проникновения западноевропейских образцов культуры буквально во все сферы жизни России второй половины XVIII в., проблема 26

[Back]