Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 31]

которую отличали умеренность, надежды на реформы «просвещенного монарха», гуманизм, обращение к проблеме «человек и природа», «человек и общество» и т.д.
В исследовании факторов,
повлиявших на формирование педагогических идей в России второй половины XVIII в.
одним из
наиболее серьезных нам представляется влияние зарубежных идей реформированного образования.
Проблема проникновения западноевропейских образцов культуры буквально во все сферы жизни России второй половины XVIII в., проблема
соотношения России и Запада привлекла внимание многих просветителей того времени: М.В.Ломоносова, В.Н.Татшцева, М.М.Щербатова, Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радшцева и многих других.
Эта проблема стала предметом исследования отечественных историков: С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина и др.
Ни один современный исследователь в области истории, педагогики, философии и других наук не обошел вниманием вопроса влияния Запада на развитие русской просветительской мысли периода второй половины XVIII в.
К числу таких исследователей можно отнести М.А.Алпатова, А.Л.Шапиро, Г.Б.Корнетова и многих других.
Тема эта очень обширная и довольно объемная.
Подробное изучение положительных и отрицательных сторон западноевропейского влияния на Россию не является задачей данного исследования, поэтому мы ограничимся описанием лишь некоторых
аспектов этого фактора.
Именно в XVIII веке Россия смотрит на Европу как на школу, в которой можно обучиться науке, мастерству.
Возникает проблема европеизации российской культуры, воспитания, образования, которая выразилась в следующих формах:
31
[стр. 26]

изменения во все сферы жизни России, резко меняется быт семей, прежде всего в среде дворянского сословия.
В это время на государственном уровне вырабатываются строгие требования к домашнему воспитанию детей, что и получило отражение на страницах «Ю ности честное зерцало».
В нем говорится, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной народной традиции, а опираться на правила нового придворного этикета.
Одно из требований говорить с детьми в домашних условиях на иностранном языке, обучать светским манерам, правилам культурного поведения за столом, в обществе, на улице и т.д.
Это произведение наводило на мысль, что путем домашнего воспитания можно сформировать настоящего дворянина, подготовить его к будущей придворной деятельности.
Именно эта мысль получила широкое распространение в педагогической действительности второй половины XVIII в.
России.
Как видно из сказанного, представители «Ученой дружины» ратовали за просвещение России, прокладывали дорогу для развития науки, философии, педагогики.
Плюс ко всему считали, что изменения в стране должны происходить от могущества сильного и мудрого правителя.
На этой почве возникает идея «просвещенного абсолютизма».
Именно просветители первой половины XVIII в.
начали осознавать ценность образования и систематического воспитания, что способствовало развитию и формированию педагогических идей второй половины века.
Для данного периода характерным является развитие просветительской педагогики, которую отличали умеренность, надежды на реформы «просвещенного монарха», гуманизм, обращение к проблеме «человек и природа», «человек и общество» и т.д.
В исследовании факторов
влияния на формирование педагогических идей в России второй половины XVIII в.
одним из
основополагающих и коренных вопросов является анализ проблемы зарубежных влияний, соотношения России и Запада.
Проблема проникновения западноевропейских образцов культуры буквально во все сферы жизни России второй половины XVIII в., проблема
26

[стр.,27]

соотношения России и Запада привлекла внимание многих просветителей того времени: М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, М.М .Щ ербатова, Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева и многих других.
Эта проблема стала предметом исследования отечественных историков: С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.М .Карамзина и др.
Ни один современный исследователь в области истории, педагогики, философии и других наук не обошел вниманием вопрос влияния Запада на развитие русской просветительской мысли периода второй половины XVIII в.
К числу таких исследователей можно отнести М .А.Алпатова, А.Л.Шапиро, Г.Б.Корнетова и многих других.
Тема эта очень обширная и довольно объемная.
Подробное изучение положительных и отрицательных сторон западноевропейского влияния на Россию не является задачей данного исследования, поэтому мы ограничимся описанием лишь некоторых
моментов этого процесса.
Именно в XVIII в.
Россия смотрит на Европу как на школу, в которой можно обучиться науке, мастерству.
Возникает проблема европеизации российской культуры, воспитания, образования, которая выразилась в следующих формах:
приглашение иностранных ученых, учителей для ведения научно педагогической работы, а это, как известно, обходилось очень дорого; отправка молодежи за границу для учебы (более дешевый путь); использование "учебных пособий и умственных произведений" зарубежных авторов.
Начало процесса европеизации мы связываем с периодом правления Петра I.
До Петра I обращение к иностранцам не поощрялось.
Теперь выезд за границу не только не запрещался, а поощрялся, а к некоторым применялся в принудительном порядке.
Сближение с Западом распространялось в разных направлениях.
Русский человек даже внешним видом должен был напоминать европейца.
Для новой культуры были характерны светскость и государственность.
Последняя черта явилась для России особенностью.
Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые 27

[Back]