приглашение иностранных ученых, учителей для ведения научно педагогической работы, а это, как известно, обходилось очень дорого; отправка молодежи за границу для учебы (более дешевый путь); использование "учебных пособий и умственных произведений" зарубежных авторов. Начало процесса европеизации мы связываем с периодом правления Петра I. Если до Петра I обращение к иностранцам не поощрялось, то в период его правления выезд за границу не только не запрещался, а поощрялся, а к некоторым применялся в принудительном порядке. Сближение с Западом распространялось в разных направлениях. Русский человек даже внешним видом должен был напоминать европейца. Для новой культуры были характерны светскость и государственность. Вторая черта стала особенностью России периода правления Петра I. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Науку, культуру в целом и даже искусство Петр I считал полезными. Само явление "европеизации" имеет свои положительные и отрицательные стороны. В качестве положительного момента следует отметить взаимообмен, обогащение, а в качестве отрицательного чрезмерное увлечение части русского общества западноевропейскими образцами. Однако бытуют мнения отдельных авторов (Б.И.Краснобаев, С.М.Троицкий), которые занимались вопросами русской культуры, что в эпоху Петра I и речи быть не могло о рабском копировании всего западного, а лишь о критическом и выборочном восприятии отдельных элементов различных европейских культур. Так, согласно их мнению, какой-либо общей западноевропейской культуры не существовало, а имелся ряд национальных культур, каждая из которых обладала своими 32 |
соотношения России и Запада привлекла внимание многих просветителей того времени: М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, М.М .Щ ербатова, Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева и многих других. Эта проблема стала предметом исследования отечественных историков: С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.М .Карамзина и др. Ни один современный исследователь в области истории, педагогики, философии и других наук не обошел вниманием вопрос влияния Запада на развитие русской просветительской мысли периода второй половины XVIII в. К числу таких исследователей можно отнести М .А.Алпатова, А.Л.Шапиро, Г.Б.Корнетова и многих других. Тема эта очень обширная и довольно объемная. Подробное изучение положительных и отрицательных сторон западноевропейского влияния на Россию не является задачей данного исследования, поэтому мы ограничимся описанием лишь некоторых моментов этого процесса. Именно в XVIII в. Россия смотрит на Европу как на школу, в которой можно обучиться науке, мастерству. Возникает проблема европеизации российской культуры, воспитания, образования, которая выразилась в следующих формах: приглашение иностранных ученых, учителей для ведения научно педагогической работы, а это, как известно, обходилось очень дорого; отправка молодежи за границу для учебы (более дешевый путь); использование "учебных пособий и умственных произведений" зарубежных авторов. Начало процесса европеизации мы связываем с периодом правления Петра I. До Петра I обращение к иностранцам не поощрялось. Теперь выезд за границу не только не запрещался, а поощрялся, а к некоторым применялся в принудительном порядке. Сближение с Западом распространялось в разных направлениях. Русский человек даже внешним видом должен был напоминать европейца. Для новой культуры были характерны светскость и государственность. Последняя черта явилась для России особенностью. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые 27 считались наиболее нужными. Науку, культуру в целом и даже искусство Петр I считал полезными. Само явление "европеизации" имеет свои положительные и отрицательные стороны. В качестве положительного момента следует отметить взаимообмен, обогащение, а в качестве отрицательного чрезмерное увлечение части русского общества заподноевропейскими образцами. Однако бытуют мнения отдельных авторов (Б.И.Краснобаев, С.М .Троицкий), которые занимались вопросами русской культуры, что в эпоху Петра I и речи быть не могло о рабском копировании всего западного, а лишь о критическом и выборочном восприятии отдельных элементов различных европейских культур. Так, согласно их мнению, какой-либо общей западноевропейской культуры не существовало, а имелся ряд национальных культур, каждая из которых обладала своими индивидуальными чертами. И русская культура так же сохранила свою национальную индивидуальность. Вестернизация, начатая Петром I, так и не смогла до конца интегрировать Россию в Западную цивилизацию; она продолжала сохранять определенную самобытность (Г.Б.Корнетов). Русским мыслителям в течение ряда тысячелетий приходилось быть "учениками" Запада. Поэтому, естественно, в истории вообще, а в истории педагогики в частности, особое место занимает "влияние" Запада. Понятие "влияние" может применяться в том случае, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место. Еще у Ю рия Крижанича мы замечаем недовольство "ксеноманией". Выход мыслитель видел в просвещении: «Без просвещения, без знаний славяне так и останутся в зависимости от чужестранцев» (65,99). Результатом этого явилось то, что уже во второй половине XVIII века педагогическая мысль богата своеобразной, самостоятельной мыслью. Однако, радикальная европеизация России, навязывание ей западного образца жизни и культурных ценностей повлекли за собой трансформацию педагогических традиций, уходящей корнями в средневековую Русь. Характеризуя последствия этих процессов В.О.Ключевский 28 |