Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 33]

индивидуальными чертами.
И русская культура также сохранила свою национальную индивидуальность.
Вестернизация, начатая Петром I, так и не смогла до конца интегрировать Россию в Западную цивилизацию; она продолжала сохранять определенную самобытность (Г.Б.Корнетов).
Русским мыслителям в течение ряда тысячелетий приходилось быть "учениками" Запада.
Поэтому, естественно, в истории вообще, а в истории педагогики в частности, особое место занимает "влияние" Запада.
Понятие "влияние" может применяться в том случае, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место.
Еще у Юрия Крижанича мы замечаем недовольство "ксеноманией".
Выход мыслитель видел в просвещении: «Без просвещения, без знаний славяне так и останутся в зависимости от чужестранцев»
[65.С.99].
Результатом этого явилось то, что уже во второй половине XVIII века педагогическая мысль
характеризуется богатым своеобразием и самостоятельностью мыслит.
Однако радикальная европеизация России, навязывание ей западного образца жизни и культурных ценностей повлекли за собой трансформацию педагогических традиций,
уходящих корнями в средневековую Русь.
Характеризуя, последствия этих процессов
В.О.Кпючевский писал: «От "Домостроя" священника Сильвестра, от древней школы-семьи, учившей божеству и вежеству, в XVIII в.
предки наши сразу, без каких-либо переходов, перешли к новой школе, по европейскому образцу.
Русская мысль, ошеломленная крутым переворотом, отказывалась понять, что такое с ней сделали, куда она попала.
От "Домостроя" она перескочила прямо к "Энциклопедии" Дидро и Д
‘Аламбера*Такой переход мог только совершиться прыжком, а прыжки в умственной и нравственной сфере даром не проходят...
Наши просвещенные лунатики попали в круговорот самых капитальных идей человечества.
Основными целями XVIII в.
были человечество и
33
[стр. 28]

считались наиболее нужными.
Науку, культуру в целом и даже искусство Петр I считал полезными.
Само явление "европеизации" имеет свои положительные и отрицательные стороны.
В качестве положительного момента следует отметить взаимообмен, обогащение, а в качестве отрицательного чрезмерное увлечение части русского общества заподноевропейскими образцами.
Однако бытуют мнения отдельных авторов (Б.И.Краснобаев, С.М .Троицкий), которые занимались вопросами русской культуры, что в эпоху Петра I и речи быть не могло о рабском копировании всего западного, а лишь о критическом и выборочном восприятии отдельных элементов различных европейских культур.
Так, согласно их мнению, какой-либо общей западноевропейской культуры не существовало, а имелся ряд национальных культур, каждая из которых обладала своими индивидуальными чертами.
И русская культура так же сохранила свою национальную индивидуальность.
Вестернизация, начатая Петром I, так и не смогла до конца интегрировать Россию в Западную цивилизацию; она продолжала сохранять определенную самобытность (Г.Б.Корнетов).
Русским мыслителям в течение ряда тысячелетий приходилось быть "учениками" Запада.
Поэтому, естественно, в истории вообще, а в истории педагогики в частности, особое место занимает "влияние" Запада.
Понятие "влияние" может применяться в том случае, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место.
Еще у Ю рия Крижанича мы замечаем недовольство "ксеноманией".
Выход мыслитель видел в просвещении: «Без просвещения, без знаний славяне так и останутся в зависимости от чужестранцев»
(65,99).
Результатом этого явилось то, что уже во второй половине XVIII века педагогическая мысль
богата своеобразной, самостоятельной мыслью.
Однако, радикальная европеизация России, навязывание ей западного образца жизни и культурных ценностей повлекли за собой трансформацию педагогических традиций,
уходящей корнями в средневековую Русь.
Характеризуя последствия этих процессов
В.О.Ключевский 28

[стр.,29]

писал: «От "Домостроя" священника Сильвестра, от древней школы-семьи, учившей божеству и вежеству, в XVIII в.
предки наши сразу, без каких-либо переходов, перешли к новой школе, по европейскому образцу.
Русская мысль, ошеломленная крутым переворотом, отказывалась понять, что такое с ней сделали, куда она попала.
От "Домостроя" она перескочила прямо к "Энциклопедии" Дидро и Даламбера.

Такой переход мог только совершиться прыжком, а прыжки в умственной и нравственной сфере даром не проходят...
Наши просвещенные лунатики попали в круговорот самых капитальных идей человечества.
Основными целями XVIII в.
были человечество и
добродетель, понимая, однако, скорее отвлеченно, чем конкретно.
Будучи новыми, эти идеи, однако, имели на Западе глубокие исторические корни, были завершением долгого и сложного исторического процесса.
Поэтому на Западе и отнеслись к ним иначе, чем у нас» (90,15).
Именно в XVIII в.
русская мысль начинает интенсивно осваивать достижения западной педагогики.
Это находит свое отражение в самых различных документах эпохи.
Так, например, В.Н.Татищев в инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах", по мнению И.А.Соловкова, сочетал гуманистические идеи эпохи Возрождения, традиции народной педагогики с элементами реального светского образования (4,14).
Ш ирокое распространение получают идеи Я.А.Коменского, Д.Локка, французских просветителей.
К концу столетия в отечественной теоретической педагогике утверждается трактовка воспитания типичная для эпохи Просвещения с его гуманистической ориентацией на «выращивание» счастливых людей, являющихся, одновременно и, прежде всего, полезными гражданами.
Об этом, в частности, свидетельствует педагогическое наследие Н.И.Новикова, который утверждал: «Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое, касающееся до одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, т.е.
образование и управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением, или образованием разума.
Все сии три части вывели мы из 29

[Back]