Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 35]

Об их своеобразии русский религиозный философ и педагог В.В.Зеньковский писал: «В гуманизме XVIII века у русских все чаще начинает выдвигаться основное значение морали и даже проповедуется первенство нравственности над разумом.
В педагогических мечтах, столь близких в России XVIII века к утопическому плану «создания новой породы людей», на первое место выдвигается «развитие изящного сердца», а не разума, развитие «умонаклонения к добру».
Фонвизин в "Недоросле" высказывает такой афоризм: "ум, коль скоро он только ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие».
В этих словах очень типично выражен морализм, как некая новая черта русского сознания.
Отчасти здесь было влияние Запада я имею в виду не только Руссо, но и английских моралистов; но была здесь и своя собственная склонность к примату морали (что постоянно будет нам встречаться в XIX веке, вплоть до "панморализма" Л.Н.Толстого)»
[67.С.95] Восемнадцатое столетие придало новое направление движению российской цивилизации, что, естественно, сопровождалось существенной трансформацией её педагогических традиций.
Идею «душевного строения» сменила установка на «выращивание новой породы людей», православные идеалы воспитания стали составной частью идеалов формирования добродетельного гражданина.
На первый план стали по преимуществу выдвигаться задачи развития разума, а не образование сердца.
Нарушалась обязательность безусловного следования православнорелигиозной традиции, т.к.
превознесение Запада неизбежно порождало необходимость ее критического восприятия.
Вместе с тем возросшее внимание эпохи Просвещения к человеку, его внутреннему миру не привело к идеалу независимой личности.
Все
указанные факторы определяли существо, и направленность педагогических исканий российской мысли второй половины XVIII в.
Они во многом были связаны с интенсивным проникновением в страну западных идей и опыта.

35
[стр. 30]

правила, положенного всеобщим и последним предметом воспитания: воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами» (4,296).
В качестве главной части воспитания Н.И.Новиков, в духе идеологии Просвещения, рассматривал образование разума.
Очевидно, что в XVIII в.
в российской культуре и в педагогике, как ее составной части, наметились выраженные гуманистические тенденции.
Об их своеобразии русский религиозный философ и педагог ВВ.Зеньковский писал: «В гуманизме XVIII века у русских все чаще начинает выдвигаться основное значение морали и даже проповедуется первенство нравственности над разумом.
В педагогических мечтах, столь близких в России XVIII века к утопическому плану «создания новой породы людей», на первое место выдвигается «развитие изящного сердца», а не разума, развитие «умонаклонения к добру».
Фонвизин в "Недоросле" высказывает такой афоризм: "ум, коль скоро он только ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие».
В этих словах очень типично выражен морализм, как некая новая черта русского сознания.
Отчасти здесь было влияние Запада я имею в виду не только Руссо, но и английских моралистов; но была здесь и своя собственная склонность к примату морали (что постоянно будет нам встречаться в XIX веке, вплоть до "панморализма" Л.Н.Толстого)»
(67,95).
Восемнадцатое столетие придало новое направление движению российской цивилизации, что, естественно, сопровождалось существенной трансформацией её педагогических традиций.
Идею «душевного строения» сменила установка на «выращивание новой породы людей», православные идеалы воспитания стали составной частью идеалов формирования добродетельного гражданина.
На первый план стали по преимуществу выдвигаться задачи развития разума, а не образование сердца.
Нарушалась обязательность безусловного следования православно-религиозной традиции, т.к.
превознесение Запада неизбежно порождало необходимость ее критического восприятия.
Вместе с тем возросшее внимание эпохи Просвещения к человеку, его внутреннему миру не привело к идеалу независимой личности.
Все
30

[стр.,31]

указанные факторы определяли существо и направленность педагогических исканий российской мысли второй половины XVIII в.
Они во многом были связаны с интенсивным проникновением в страну западных идей и опыта.

Формирование педагогических идей России второй половины XVIII в.
шло, в первую очередь, под влиянием английского просвещения, где оно и возникло.
Главными представителями его были Томас Гоббс (1588-1679), Гуго Гроций (1583-1645), Джон Локк (1632-1704).
Важнейшим сочинением Гроция является труд "О праве войны и мира", а Гоббса "Левиафан" (240,114).
В своих работах просветители развивали теорию "естественного права" и "общественного договора".
Согласно теории "естественного права", все люди являются свободными и равными, все они должны иметь право собственности.
Однако, в естественном состоянии, по мнению Гоббса, людям был присущ необузданный эгоизм, стремление всем обладать и все захватывать.
Первобытные люди находились в состоянии "войны всех против всех» (240,115).
Чтобы положить конец этой войне, люди добровольно отказались от свободного состояния и заключили общественный договор, передав все права государству.
Однако, произошло нарушение "общественного договора".
Монархи, получившие власть из рук народа, использовали её не для защиты, а для порабощения своих подданных.
Творчество философа и педагога Джона Локка составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения.
В его трудах, прежде всего, в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском сочинении «Об управлении разумом» ярко выражены идеи светского, обращенного к жизни образования (55,148).
Представления Локка о воспитании складывались на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях.
Джон Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности, цели, задачах, содержании образования, методах обучения.
Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле.
Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны, но при этом назывались

[Back]