быть взаимосвязаны, но при этом назывались определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Джон Локк придавал огромное значение воспитанию и обучению. Размышляя о практической направленности обучения, он был далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. Педагогическая теория Джона Локка была ориентирована на состоятельных людей и имела своей целью воспитание джентльмена, который, непременно, «деловой человек». Этой цели соответствует индивидуальное, семейное воспитание, т.к. общественное заключает в себе все нормы общества и не может сформировать нравственные качества джентльмена. Локк считал, что все люди от природы имеют равные умственные способности, поэтому воспитательно-образовательный процесс настолько могуч, что может каждому привить необходимые в людском общежитии добродетели и через них сделать субъект воспитания счастливым. Именно Локк явился родоначальником той философскопедагогической теории, которая расцвела в XVIII в., и которая считала воспитание в сочетании с образованием могущественным фактором в деле преобразования общественного строя. Идеи, подаренные Локком, были восприняты педагогами европейских стран XVIII в.: изучение детской психологии и физиологии, отход от авторитарного, основанного на насилии воспитания, уменьшение вербальных методик в преподавании и замена их наглядностью. Распространение педагогических идей Локка не миновало Россию. Многие идеи своеобразно преломлялись, как, например, в воспитательно-образовательных проектах И.И.Бецкого, а также в проповедях наиболее просветительски настроенных иерархов русской православной церкви. К середине XVIII в. произошел мощный подъем 37 |
определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Джон Локк придавал огромное значение воспитанию и обучению. Размышляя о практической направленности обучения, он был далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. Педагогическая теория Джона Локка была ориентирована на состоятельных людей и имела своей целью воспитание джентльмена, который, непременно, «деловой человек». Этой цели соответствует индивидуальное, семейное воспитание, т.к. общественное заключает в себе все нормы общества и не может сформировать нравственные качества джентльмена. Локк считал, что все люди от природы имеют равные умственные способности, поэтому воспитательно-образовательный процесс настолько могуч, что может каждому привить необходимые в людском общежитии добродетели и через них сделать субъект воспитания счастливым. Именно Локк явился родоначальником той философско-педагогической теории, которая расцвела в XVIII в., и которая считала воспитание в сочетании с образованием могущественным фактором в деле преобразования общественного строя. Идеи, подаренные Локком, были восприняты педагогами европейских стран XVIII в.:изучение детской психологии и физиологии, отход от авторитарного, основанного на насилии воспитания, уменьшение вербальных методик в преподавании и замена их наглядностью. Распространение педагогических идей Локка не миновало Россию. Многие идеи своеобразно преломлялись, как, например, в воспитательнообразовательных проектах И.И.Бецкого, а также в проповедях наиболее просветительски настроенных иерархов русской православной церкви. К середине XVIII в. произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения. В известной степени это движение повлияло на формирование педагогических идей России, особенно второй половины XVIII в. Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели французского Просвещения считали 32 воспитания и образования подрастающего поколения. Среди мыслящих людей России того периода просвещенческие идеи Запада получили широкий отклик, многочисленные попытки адаптации этих идей к российским условиям. В связи с этим в данной главе мы попытались рассмотреть социальные и теоретические основы русского Просвещения по вопросам воспитания, выявить влияние западноевропейских идей на процесс формирования педагогических представлений русских мыслителей, а также проанализировать идеологические принципы и положения, на которые опиралась воспитательная и образовательная политика российского государства во второй половине XVIII века. В качестве теоретических основ, на которые опирались идеологи русского просвещения, выступали воззрения французских, английских и немецких просветителей. Именно в XVIII в. русская педагогическая мысль начинает интенсивно осваивать достижения западной педагогики. Д.Локк со своими идеями об изучении детской психологии и физиологии, отхода от авторитарного воспитания, уменьшения вербальных методик в преподавании и замена их наглядным и практическим образованием, на наш взгляд, явился родоначальником той философско-педагогической теории, которая расцвела в XVIII в., и которая считала воспитание в сочетании с образованием могущественным фактором в деле преобразования общества. Распространение среди русских просветителей получили: идея Ж.Ж.Руссо о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества; идея Д.Дидро о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях; идея Гельвеция и Вольтера об энциклопедическом характере образования и многие другие. Основных педагогических идей, шедших с Запада, собственно было две: индивидуалистическая (Руссо) и социально-государственная. Суть первой заключалась в постановке всего воспитания на физиолого-психологическое основание, в предпочтении семейного воспитания школьному обучению. По мнению представителей второго течения, государственное управление есть важнейший учитель, а 58 |