Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 38]

общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения.
В известной степени это движение повлияло на формирование педагогических идей России, особенно второй половины XVIII в.
Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели французского Просвещения считали
своей задачей обоснование необходимости перестройки общества согласно требованиям разума, реализации «естественных», прирожденных прав человека путем просвещения народа.
Широкое распространение среди русских мыслителей получили идеи К.А.Гельвеция, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье,
Ф.М.А.Вольтера и многих других.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) свои педагогические идеи изложил в сочинениях «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».
Средством для создания всеобщего счастья
Гельвеции считал изменение законов и улучшение воспитания.
Он полагал, что усовершенствование науки и воспитания необходимо для того, чтобы каждый индивид стал талантливым и добродетельным.
В процессе воспитания на первое место он ставил формирование интересов, «страстей», а не умственное развитие.
Главным же условием успешного воспитания К.А.Гельвеций считал совпадение интересов правителей и народа.
Отсюда вытекала его мысль об общественном воспитании.
В трактате «Человек» Гельвеций называл ребенка «материалом» для «лепки» воспитателем задуманного.
Он также стремился перестроить образование в демократическом духе посредством индивидуализации обучения (людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо и различное образование).

38
[стр. 32]

определенные приоритеты.
Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера.
Джон Локк придавал огромное значение воспитанию и обучению.
Размышляя о практической направленности обучения, он был далек от утилитарного понимания полезности обучения.
Обучение, по Локку, это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.
Педагогическая теория Джона Локка была ориентирована на состоятельных людей и имела своей целью воспитание джентльмена, который, непременно, «деловой человек».
Этой цели соответствует индивидуальное, семейное воспитание, т.к.
общественное заключает в себе все нормы общества и не может сформировать нравственные качества джентльмена.
Локк считал, что все люди от природы имеют равные умственные способности, поэтому воспитательно-образовательный процесс настолько могуч, что может каждому привить необходимые в людском общежитии добродетели и через них сделать субъект воспитания счастливым.
Именно Локк явился родоначальником той философско-педагогической теории, которая расцвела в XVIII в., и которая считала воспитание в сочетании с образованием могущественным фактором в деле преобразования общественного строя.
Идеи, подаренные Локком, были восприняты педагогами европейских стран XVIII в.:изучение детской психологии и физиологии, отход от авторитарного, основанного на насилии воспитания, уменьшение вербальных методик в преподавании и замена их наглядностью.
Распространение педагогических идей Локка не миновало Россию.
Многие идеи своеобразно преломлялись, как, например, в воспитательнообразовательных проектах И.И.Бецкого, а также в проповедях наиболее просветительски настроенных иерархов русской православной церкви.
К середине XVIII в.
произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения.
В известной степени это движение повлияло на формирование педагогических идей России, особенно второй половины XVIII в.
Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели французского Просвещения считали
32

[стр.,33]

своей задачей обоснование необходимости перестройки общества согласно требованиям разума, реализации «естественных», прирожденных прав человека путем просвещения народа.
Ш ирокое распространение среди русских мыслителей получили идеи К.А.Гельвеция, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Ш .Л.Монтескье,
Вольтера и многих других.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) свои педагогические идеи изложил в сочинениях «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».
Средством для создания всеобщего счастья
Гельвеций считал изменение законов и улучшение воспитания.
Он полагал, что усовершенствование науки и воспитания необходимо для того, чтобы каждый индивид стал талантливым и добродетельным.
В процессе воспитания на первое место он ставил формирование интересов, «страстей», а не умственное развитие.
Главным же условием успешного воспитания К.А.Гельвеций считал совпадение интересов правителей и народа.
Отсюда вытекала его мысль об общественном воспитании.
В трактате «Человек» Гельвеций называл ребенка «материалом» для «лепки» воспитателем задуманного.
Он также стремился перестроить образование в демократическом духе посредством индивидуализации обучения (людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо и различное образование).

Самой яркой фигурой среди философов-просветителей был, пожалуй, Дени Дидро (1713-1784).
Он явился вдохновителем, организатором, редактором и одним из основных авторов знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств, ремесел», главной задачей, которой были пропаганда естественнонаучных знаний сильнейшего оружия против традиционной идеологии.
Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании человека.
В процессе воспитания он призывал учитывать анатомо-физиологические особенности человека, а также социальные условия, в которых происходит становление личности.
Дидро критиковал Гельвеция за недооценку задатков, 33

[Back]