Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 39]

Самой яркой фигурой среди философов-просветителей был, пожалуй, Дени Дидро (1713-1784).
Он явился вдохновителем, организатором, редактором и одним из основных авторов знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств, ремесел», главной задачей, которой были пропаганда естественнонаучных знаний сильнейшего оружия против традиционной идеологии.
Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании человека.
В процессе воспитания он призывал учитывать анатомо-физиологические особенности человека, а также социальные условия, в которых происходит становление личности.
Дидро критиковал Гельвеция за недооценку задатков,
заложенных в человеке природой.
Свои мысли о народном образовании мыслитель изложил в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленного по просьбе Екатерины II.
Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность, бесплатность, бессословность, светскость.
В содержании образования на первое место выдвигал предметы естественного цикла, способные обеспечить связь с жизнью; считал, что школа должна давать разносторонние знания.
Особое внимание Дидро уделял подбору учителей.
Они должны были глубоко знать свой предмет, быть честными, отзывчивыми, любить детей.
Учитель, по мнению мыслителя, не должен пренебрегать «природными различиями» детей.
Придавая огромное значение воспитанию, он, тем не менее, не считал его всемогущим.
Дидро полагал, что прекрасные задатки присущи представителям всех сословий.
Более того, будучи сыном простого мастерового, он был убежден, что: «гений, таланты, добродетели скорее выйдут из хижин, чем из дворцов»
[55.С.115] В когорте представителей французского Просвещения, чьи идеи явственно проявились в теоретических воззрениях и практической 39
[стр. 33]

своей задачей обоснование необходимости перестройки общества согласно требованиям разума, реализации «естественных», прирожденных прав человека путем просвещения народа.
Ш ирокое распространение среди русских мыслителей получили идеи К.А.Гельвеция, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Ш .Л.Монтескье, Вольтера и многих других.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) свои педагогические идеи изложил в сочинениях «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».
Средством для создания всеобщего счастья Гельвеций считал изменение законов и улучшение воспитания.
Он полагал, что усовершенствование науки и воспитания необходимо для того, чтобы каждый индивид стал талантливым и добродетельным.
В процессе воспитания на первое место он ставил формирование интересов, «страстей», а не умственное развитие.
Главным же условием успешного воспитания К.А.Гельвеций считал совпадение интересов правителей и народа.
Отсюда вытекала его мысль об общественном воспитании.
В трактате «Человек» Гельвеций называл ребенка «материалом» для «лепки» воспитателем задуманного.
Он также стремился перестроить образование в демократическом духе посредством индивидуализации обучения (людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо и различное образование).
Самой яркой фигурой среди философов-просветителей был, пожалуй, Дени Дидро (1713-1784).
Он явился вдохновителем, организатором, редактором и одним из основных авторов знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств, ремесел», главной задачей, которой были пропаганда естественнонаучных знаний сильнейшего оружия против традиционной идеологии.
Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании человека.
В процессе воспитания он призывал учитывать анатомо-физиологические особенности человека, а также социальные условия, в которых происходит становление личности.
Дидро критиковал Гельвеция за недооценку задатков,
33

[стр.,34]

заложенных в человеке природой.
Свои мысли о народном образовании мыслитель изложил в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленного по просьбе Екатерины II.
Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность, бесплатность, бессословность, светскость.
В содержании образования на первое место выдвигал предметы естественного цикла, способные обеспечить связь с жизнью; считал, что школа должна давать разносторонние знания.
Особое внимание Дидро уделял подбору учителей.
Они должны были глубоко знать свой предмет, быть честными, отзывчивыми, любить детей.
Учитель, по мнению мыслителя, не должен пренебрегать «природными различиями» детей.
Придавая огромное значение воспитанию, он тем не менее, не считал его всемогущим.
Дидро полагал, что прекрасные задатки присущи представителям всех сословий.
Более того, будучи сыном простого мастерового, он был убежден, что: «гений, таланты, добродетели скорее выйдут из хижин, чем из дворцов»
(55,115).
В когорте представителей французского Просвещения, чьи идеи явственно проявились в теоретических воззрениях и практической
деятельности ряда русских просветителей второй половины XVIII в., безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778).
Педагогическая позиция мыслителя строилась на философских, политических и социальных взглядах, отраженных в таких работах, как «Общественный договор», «О причине неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов», «Ю лия или Новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании» и многие другие.
Эти и другие работы Руссо сделали его знаменитым не только во Франции, но и за ее пределами.
Отзывы на сочинения французского просветителя, особенно «Эмиля», были в известной степени неоднозначны.
«Эмиль», созданный в тиши парижского предместья, прозвучал подобно грому, возвещая о неизбежной и скорой гибели старого уклада жизни и воспитания.
Не пришелся по нраву «Эмиль» и многим царствующим особам.
34

[Back]