Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 40]

деятельности ряда русских просветителей второй половины XVIII в., безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778).
Педагогическая позиция мыслителя строилась на философских, политических и социальных взглядах, отраженных в таких работах, как «Общественный договор», «О причине неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов», «Юлия или Новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании» и многие другие.
Эти и другие работы Руссо сделали его знаменитым не только во Франции, но и за ее пределами.
Отзывы на сочинения французского просветителя, особенно «Эмиля», были в известной степени неоднозначны.
«Эмиль», созданный в тиши парижского предместья, прозвучал подобно грому, возвещая о неизбежной и скорой гибели старого уклада жизни и воспитания.
Не пришелся по нраву «Эмиль» и многим царствующим особам.

После прочтения романа Екатерина II писала: «Особенно не люблю я эмилевского воспитания.
Не так думали в наше старое доброе время».
После подобного отзыва ввоз «Эмиля» в Россию был запрещен.
Однако это не помешало тому, что многие деятели русского Просвещения принимали и перенимали педагогику Руссо, хотя во многих случаях со значительными оговорками и исправлениями.
Ж.-Ж.Руссо обосновал новую гуманистическую систему воспитания, которая вошла в историю образования и историю педагогической мысли как «теория свободного воспитания".
Реализацию идеала свободной и цельной личности Руссо видел в естественном воспитании, под которым понимал развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы.
Он выделяет три основных фактора воспитания: природа, люди, общество.
Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает
40
[стр. 34]

заложенных в человеке природой.
Свои мысли о народном образовании мыслитель изложил в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленного по просьбе Екатерины II.
Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность, бесплатность, бессословность, светскость.
В содержании образования на первое место выдвигал предметы естественного цикла, способные обеспечить связь с жизнью; считал, что школа должна давать разносторонние знания.
Особое внимание Дидро уделял подбору учителей.
Они должны были глубоко знать свой предмет, быть честными, отзывчивыми, любить детей.
Учитель, по мнению мыслителя, не должен пренебрегать «природными различиями» детей.
Придавая огромное значение воспитанию, он тем не менее, не считал его всемогущим.
Дидро полагал, что прекрасные задатки присущи представителям всех сословий.
Более того, будучи сыном простого мастерового, он был убежден, что: «гений, таланты, добродетели скорее выйдут из хижин, чем из дворцов» (55,115).
В когорте представителей французского Просвещения, чьи идеи явственно проявились в теоретических воззрениях и практической деятельности ряда русских просветителей второй половины XVIII в., безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778).
Педагогическая позиция мыслителя строилась на философских, политических и социальных взглядах, отраженных в таких работах, как «Общественный договор», «О причине неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов», «Ю лия или Новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании» и многие другие.
Эти и другие работы Руссо сделали его знаменитым не только во Франции, но и за ее пределами.
Отзывы на сочинения французского просветителя, особенно «Эмиля», были в известной степени неоднозначны.
«Эмиль», созданный в тиши парижского предместья, прозвучал подобно грому, возвещая о неизбежной и скорой гибели старого уклада жизни и воспитания.
Не пришелся по нраву «Эмиль» и многим царствующим особам.

34

[стр.,35]

После прочтения романа Екатерина II писала: «Особенно не люблю я эмилевского воспитания.
Не так думали в наше старое доброе время».
После подобного отзыва ввоз «Эмиля» в Россию был запрещен.
Однако, это не помешало тому, что многие деятели русского Просвещения принимали и перенимали педагогику Руссо, хотя во многих случаях со значительными оговорками и исправлениями.
Ж .-Ж.Руссо обосновал новую гуманистическую систему воспитания, которая вошла в историю образования и историю педагогической мысли как «теория свободного воспитания".
Реализацию идеала свободной и цельной личности Руссо видел в естественном воспитании, под которым понимал развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы.
Он выделяет три основных фактора воспитания: природа, люди, общество.
Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает
способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт.
Все эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка.
Большое место в своем учении Руссо отводил трудовому воспитанию, которое тесно связывал с нравственным, умственным, физическим.
Задача нравственного воспитания, по мнению просветителя, состоит в том, чтобы с самого начала оградить ребенка от влияний испорченного общества, искусственной культуры и дать ему свободно и самопроизвольно развиваться на лоне природы.
Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания это развитие разума.
И лишь только потом выработка моральных качеств.
Положение Руссо о том, что свобода одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получившей широкое распространение в конце XIX начале XX века.
Идея воспитания «новой породы людей» путем изолирования детей от общества, которое столь пагубно влияет на них, имела место в педагогической практике второй половины XVIII 35

[Back]