Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 41]

способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт.
Все эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка.
Большое место в своем учении Руссо отводил трудовому воспитанию, которое тесно связывал со нравственным, умственным, физическим.
Задача нравственного воспитания, по мнению просветителя, состоит в том, чтобы с самого начала оградить ребенка от влияний испорченного общества, искусственной культуры и дать ему свободно и самопроизвольно развиваться на лоне природы.
Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания это развитие разума.
И лишь только потом выработка моральных качеств.
Положение Руссо о том, что свобода одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получившей широкое распространение в конце XIX начале XX века.
Идея воспитания «новой породы людей» путем изолирования детей от общества, которое столь пагубно влияет на них, имела место в педагогической практике второй половины XVIII
века (И.И.Бецкой).
Словом, воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения.
Уже при жизни Руссо его идеи
стали предметом пристального внимания и изучения не только во Франции, но и в России.
Итак,
основные педагогические идеи, шедшие с Запада и выражавшиеся во множестве частных видов и форм в переводах с французского, немецкого и английского языков, можно разделить на две: индивидуалистическая (Руссо) и социально-государственная.
Идеи эти не только различны, но и противоположны.
В духе первого педагогического течения всё воспитание
41
[стр. 35]

После прочтения романа Екатерина II писала: «Особенно не люблю я эмилевского воспитания.
Не так думали в наше старое доброе время».
После подобного отзыва ввоз «Эмиля» в Россию был запрещен.
Однако, это не помешало тому, что многие деятели русского Просвещения принимали и перенимали педагогику Руссо, хотя во многих случаях со значительными оговорками и исправлениями.
Ж .-Ж.Руссо обосновал новую гуманистическую систему воспитания, которая вошла в историю образования и историю педагогической мысли как «теория свободного воспитания".
Реализацию идеала свободной и цельной личности Руссо видел в естественном воспитании, под которым понимал развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы.
Он выделяет три основных фактора воспитания: природа, люди, общество.
Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт.
Все эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка.
Большое место в своем учении Руссо отводил трудовому воспитанию, которое тесно связывал с нравственным, умственным, физическим.
Задача нравственного воспитания, по мнению просветителя, состоит в том, чтобы с самого начала оградить ребенка от влияний испорченного общества, искусственной культуры и дать ему свободно и самопроизвольно развиваться на лоне природы.
Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания это развитие разума.
И лишь только потом выработка моральных качеств.
Положение Руссо о том, что свобода одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получившей широкое распространение в конце XIX начале XX века.
Идея воспитания «новой породы людей» путем изолирования детей от общества, которое столь пагубно влияет на них, имела место в педагогической практике второй половины XVIII
35

[стр.,36]

века (И.И.Бецкой).
Словом, воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения.
Уже при жизни Руссо его идеи
стати предметом пристального внимания и изучения не только во Франции, но и в России.
Итак,
основных педагогических идей, шедших с Запада и выражавшихся во множестве частных видов и форм в переводах с французского, немецкого и английского языков, собственно, было две: индивидуалистическая (Руссо) и социально-государственная.
Идеи эти не только различны, но и противоположны.
В духе первого педагогического течения всё воспитание
нужно было поставить на физиолого-психологическое основание, изучать развитие личности, периоды её становления и к ним приспосабливать всё воспитание.
Природа человеческая, пока она не испорчена самим человеком, хороша.
Нужно предпочитать семейное воспитание школьному обучению, а особенно подальше держать детей от общества взрослых они портят детей.
Дорого естественное развитие детей, культурное же их развитие происходит в школах под влиянием взрослых это есть искусственное развитие, которого нужно избегать.
Представители второго педагогического течения защитники просвещенного абсолютизма мыслили совсем иначе.
По их мнению, государственное управление есть важнейший учитель граждан, а воспитание может быть только общественным.
Общество держится свободой и равенством членов.
Повиновение закону приобретается не путем наказания, а просвещением, выяснением мысли, что общее благо, законы, общие интересы заключается только в разумном согласии отдельных лиц.
В каждом общем интересе есть доля личного интереса.
Процесс формирования педагогических идей русских просветителей второй половины XVIII в.
проходил под влиянием разнообразных идей.
Довольно трудно было разобраться в разноголосице идей и взглядов и слепить из них что-либо стройное, целое.
Подчеркивая зависимость педагогических взглядов отечественных мыслителей от европейских источников, необходимо 36

[Back]