г-сс:;инг.кля гос'/"/-гот!'.::н нля г;'-.:;-;» .-у^кл нужно было поставить на физиолого-психологическое основание, изучать развитие личности, периоды её становления и к ним приспосабливать всё воспитание. Природа человеческая, пока она не испорчена самим человеком, хороша. Нужно предпочитать семейное воспитание школьному обучению, а особенно подальше держать детей от общества взрослых они портят детей. Дорого естественное развитие детей, культурное же их развитие происходит в школах под влиянием взрослых это есть искусственное развитие, которого нужно избегать. Представители второго педагогического течения защитники просвещенного абсолютизма мыслили совсем иначе. По их мнению, государственное управление есть важнейший учитель граждан, а воспитание может быть только общественным. Общество держится свободой и равенством членов. Повиновение закону приобретается не путем наказания, а просвещением, выяснением мысли, что общее благо, законы, общие интересы заключается только в разумном согласии отдельных лиц. В каждом общем интересе есть доля личного интереса. Процесс формирования педагогических идей русских просветителей второй половины XVIII в. проходил под влиянием разнообразных идей. Довольно трудно было разобраться в разноголосице идей и взглядов и слепить из них что-либо стройное, целое. Подчеркивая зависимость педагогических взглядов отечественных мыслителей от европейских источников, необходимо отметить специфическую особенность их сочинений. Воспринятые с Запада идеи на русской почве зачастую наполнялись самобытным содержанием. Русские мыслители исходили из конкретной ситуации, подсказанной историческими реальностями национальной действительности XVIII в. России. Речь о самобытном содержании и об особенностях русской педагогической мысли второй половины XVIII в. пойдет в следующих главах данного исследования. 42 |
века (И.И.Бецкой). Словом, воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения. Уже при жизни Руссо его идеи стати предметом пристального внимания и изучения не только во Франции, но и в России. Итак, основных педагогических идей, шедших с Запада и выражавшихся во множестве частных видов и форм в переводах с французского, немецкого и английского языков, собственно, было две: индивидуалистическая (Руссо) и социально-государственная. Идеи эти не только различны, но и противоположны. В духе первого педагогического течения всё воспитание нужно было поставить на физиолого-психологическое основание, изучать развитие личности, периоды её становления и к ним приспосабливать всё воспитание. Природа человеческая, пока она не испорчена самим человеком, хороша. Нужно предпочитать семейное воспитание школьному обучению, а особенно подальше держать детей от общества взрослых они портят детей. Дорого естественное развитие детей, культурное же их развитие происходит в школах под влиянием взрослых это есть искусственное развитие, которого нужно избегать. Представители второго педагогического течения защитники просвещенного абсолютизма мыслили совсем иначе. По их мнению, государственное управление есть важнейший учитель граждан, а воспитание может быть только общественным. Общество держится свободой и равенством членов. Повиновение закону приобретается не путем наказания, а просвещением, выяснением мысли, что общее благо, законы, общие интересы заключается только в разумном согласии отдельных лиц. В каждом общем интересе есть доля личного интереса. Процесс формирования педагогических идей русских просветителей второй половины XVIII в. проходил под влиянием разнообразных идей. Довольно трудно было разобраться в разноголосице идей и взглядов и слепить из них что-либо стройное, целое. Подчеркивая зависимость педагогических взглядов отечественных мыслителей от европейских источников, необходимо 36 отметить специфическую особенность их сочинений. Воспринятые с Запада идеи на русской почве зачастую наполнялись самобытным содержанием. Русские мыслители исходили из конкретной ситуации, подсказанной историческими реальностями национальной действительности XVIII в. России. Речь о самобытном содержании и об особенностях русской педагогической мысли второй половины XVIII в. пойдет в следующих главах данного исследования. Сейчас, на наш взгляд, имеет место сказать о русском Просвещении, т.к. процесс формирования педагогических идей по вопросам воспитания вообще и семейного воспитания в частности связан, без всякого сомнения, с идеологией Просвещения. Далее имеет смысл выделить специфические особенности русского Просвещения, которые в свою очередь оказывали непосредственное влияние на процесс формирования педагогических идей о воспитании детей в семье. Вопрос о схожести и различии русского Просвещения и Западного до сих пор остается предметом научных дискуссий. Общее, что объединяет Просвещение Франции и России это уважение к человеку, наличие проблемы взаимоотношения человека и общества, проблемы нравственного совершенствования человеческой души. Просветители на эти проблемы смотрели по-разному, но их объединяет присутствие самих идей. Общая у всех просветителей XVII-XV1II вв., как западных, так и русских, черта это теория «табула раса», вера в то, что человек рождается «чистой доской», на которой воспитанием можно написать все, что угодно. Еще одна черта это вера в то, что путем убеждения можно искоренить пороки, дурные нравы и через «просвещенных государей» ввести разумные, справедливые законы. Поэтому у всех просветителей большое место занимает проблема воспитания подрастающего поколения и сатира, которая рассматривалась как одна из форм общественного воспитания, воспитания взрослых. Этим объясняется наличие в литературе русского просветительства сильный сатирико-критический уклон: журналы Новикова, Крылова, комедии Сумарокова, произведения Фонвизина и другие. 37 |