Остановимся далее на русском Просвещении, т.к. процесс формирования педагогических идей по вопросам воспитания вообще и семейного воспитания в частности связан, без всякого сомнения, с идеологией Просвещения. Вопрос о схожести и различии русского Просвещения и западного до сих пор остается предметом научных дискуссий. Рассмотрим специфические особенности русского Просвещения, которые в свою очередь оказывали непосредственное влияние на процесс формирования педагогических идей о воспитании детей в семье. Общее, что объединяет Просвещение Франции и России это уважение к человеку, наличие проблемы взаимоотношения человека и общества, проблемы нравственного совершенствования человеческой души. Просветители на эти проблемы смотрели по-разному, но их объединяет присутствие самих идей. Общая у всех просветителей XVIIXVIII вв., как западных, так и русских, черта это теория «tabula rasa», вера в то, что человек рождается «чистой доской», на которой воспитанием можно написать все, что угодно. Еще одна черта это вера в то, что путем убеждения можно искоренить пороки, дурные нравы и через «просвещенных государей» ввести разумные, справедливые законы. Поэтому у всех просветителей большое место занимает проблема воспитания подрастающего поколения и сатира, которая рассматривалась как одна из форм общественного воспитания, воспитания взрослых. Этим объясняется наличие в литературе русского просветительства сильного сатирико-критического уклона: журналы Новикова, Крылова, комедии Сумарокова, произведения Фонвизина и другие. Одним из существенных отличий русского просветительства от французского было различие рассмотрения вопросов, связанных с критикой церкви. Церковь в России и Франции того периода занимала 43 |
отметить специфическую особенность их сочинений. Воспринятые с Запада идеи на русской почве зачастую наполнялись самобытным содержанием. Русские мыслители исходили из конкретной ситуации, подсказанной историческими реальностями национальной действительности XVIII в. России. Речь о самобытном содержании и об особенностях русской педагогической мысли второй половины XVIII в. пойдет в следующих главах данного исследования. Сейчас, на наш взгляд, имеет место сказать о русском Просвещении, т.к. процесс формирования педагогических идей по вопросам воспитания вообще и семейного воспитания в частности связан, без всякого сомнения, с идеологией Просвещения. Далее имеет смысл выделить специфические особенности русского Просвещения, которые в свою очередь оказывали непосредственное влияние на процесс формирования педагогических идей о воспитании детей в семье. Вопрос о схожести и различии русского Просвещения и Западного до сих пор остается предметом научных дискуссий. Общее, что объединяет Просвещение Франции и России это уважение к человеку, наличие проблемы взаимоотношения человека и общества, проблемы нравственного совершенствования человеческой души. Просветители на эти проблемы смотрели по-разному, но их объединяет присутствие самих идей. Общая у всех просветителей XVII-XV1II вв., как западных, так и русских, черта это теория «табула раса», вера в то, что человек рождается «чистой доской», на которой воспитанием можно написать все, что угодно. Еще одна черта это вера в то, что путем убеждения можно искоренить пороки, дурные нравы и через «просвещенных государей» ввести разумные, справедливые законы. Поэтому у всех просветителей большое место занимает проблема воспитания подрастающего поколения и сатира, которая рассматривалась как одна из форм общественного воспитания, воспитания взрослых. Этим объясняется наличие в литературе русского просветительства сильный сатирико-критический уклон: журналы Новикова, Крылова, комедии Сумарокова, произведения Фонвизина и другие. 37 Одним из существенных отличий русского просветительства от французского было различие рассмотрения вопросов, связанных с критикой церкви. Церковь в России и Франции того периода занимала далеко не одинаковое положение, поэтому у русских мыслителей критика церкви не преобладала. В их трудах первое место занимали вопросы социального характера. Другое отличие заключалось в том, что выразителем передовых мыслей просветительской идеологии в России были представители передового дворянства, демократическая интеллигенция, выступавшая с позиции угнетенного крестьянства (М.В.Ломоносов выходец из крестьянской семьи, Н.И.Новиков разночинец, А.Н.Радищев и И.И.Бецкой дворяне). Французские же просветители, в общей массе, все были дворяне. Следующее отличие это то, что в работах французских идеологов вопрос крестьянский не занимал и не мог занимать центрального места. Во второй половине XVIII в. во Франции большинство крестьян были свободны. В России же вопрос о крестьянстве был главным, от его решения зависело развитие страны, педагогической мысли. Какие еще вопросы и проблемы ставили русские просветители в своих работах? В первую очередь, проблема человека как объект частнонаучного и философского анализа отразила в себе все основные черты теоретического мышления XVIII столетия в их внутренней взаимосвязи (24,111). Прежде всего, универсально-энциклопедический характер всего строя научного знания той эпохи обусловил то, что проблема человека была поставлена и получила решения на стыке различных наук, как естественных, так и гуманитарных. Первостепенной задачей идеологов XVIII в. стало всестороннее осмысление вопросов гуманистики, проблемы человека, его места во Вселенной, его «природы» (сущности), соотношения в нем физического и духовного. Эти моменты заняли центральное место в общественном сознании эпохи. Причем натуралистически истолкованное отношение «человек-природа» служило своеобразной моделью для рассмотрения связи «человек-общество». Словом, в центре всех учений просветителей XVIII в. стоял антропологизм. Теоретики 38 |