мысли, европеизация русской культуры, воспитания и образования, идеи Д.Локка, трансформация педагогических традиций (установка на выращивание «новой породы людей»; превращение православных идеалов воспитания в составную часть идеалов формирования добродетельного гражданина; на первый план выходит развитие разума), воспитание «новой породы людей» путем изолирования детей от общества, общие черты просветителей XVII-XVIII вв., как западных, так и русских (теория «tabula rasa» и вера в то, что путем убеждения можно искоренить пороки, дурные нравы и через «просвещенных государей» ввести разумные, справедливые законы), специфические черты (отказ от критики церкви; вопросы социального характера, крестьянский вопрос, проблема человека, связанная со свободой личности и просвещенностью человека), воспитание гражданина «истинного сына Отечества». 1.2. Общая характ ерист ика дворцовой идеологии в области воспитания Образование и воспитание того или иного государства является едва ли не основным фактором, определяющим его динамику. Среди проблем, которые решало государство Российское, была и такая, как воспитание и образование общества. Для России она была важной, но весьма болезненной. От её решения зависела историческая судьба страны, общества, народа. Русская мощь, военно-политическая, территориальная, экономическая, не была подкреплена интеллектуальным потенциалом её населения. Невежество народных масс было ахиллесовой пятой российского социального порядка. Без развития интеллекта нации, без нравственного воспитания подрастающего поколения нельзя было рассчитывать на длительные перспективы в сфере экономических, 46 |
отметить специфическую особенность их сочинений. Воспринятые с Запада идеи на русской почве зачастую наполнялись самобытным содержанием. Русские мыслители исходили из конкретной ситуации, подсказанной историческими реальностями национальной действительности XVIII в. России. Речь о самобытном содержании и об особенностях русской педагогической мысли второй половины XVIII в. пойдет в следующих главах данного исследования. Сейчас, на наш взгляд, имеет место сказать о русском Просвещении, т.к. процесс формирования педагогических идей по вопросам воспитания вообще и семейного воспитания в частности связан, без всякого сомнения, с идеологией Просвещения. Далее имеет смысл выделить специфические особенности русского Просвещения, которые в свою очередь оказывали непосредственное влияние на процесс формирования педагогических идей о воспитании детей в семье. Вопрос о схожести и различии русского Просвещения и Западного до сих пор остается предметом научных дискуссий. Общее, что объединяет Просвещение Франции и России это уважение к человеку, наличие проблемы взаимоотношения человека и общества, проблемы нравственного совершенствования человеческой души. Просветители на эти проблемы смотрели по-разному, но их объединяет присутствие самих идей. Общая у всех просветителей XVII-XV1II вв., как западных, так и русских, черта это теория «табула раса», вера в то, что человек рождается «чистой доской», на которой воспитанием можно написать все, что угодно. Еще одна черта это вера в то, что путем убеждения можно искоренить пороки, дурные нравы и через «просвещенных государей» ввести разумные, справедливые законы. Поэтому у всех просветителей большое место занимает проблема воспитания подрастающего поколения и сатира, которая рассматривалась как одна из форм общественного воспитания, воспитания взрослых. Этим объясняется наличие в литературе русского просветительства сильный сатирико-критический уклон: журналы Новикова, Крылова, комедии Сумарокова, произведения Фонвизина и другие. 37 мыслителями второй половины XVIII в., а также представителями официальной педагогики исследуемого периода. 1.2. Дворцовая идеология в области воспитания. Образование и воспитание того или иного государства является едва ли не основным фактором, определяющим его динамику (Е.П.Титков). Среди проблем, которые решало государство Российское, была и такая, как воспитание и образование общества. Для России она была важной, но весьма болезненной. От её решения зависела историческая судьба страны, общества, народа. Русская мощь, военно-политическая, территориальная, экономическая, не была подкреплена интеллектуальным потенциалом её населения. Невежество народных масс было ахиллесовой пятой российского социального порядка. Без развития интеллекта нации, без нравственного воспитания подрастающего поколения нельзя было рассчитывать на длительные перспективы в сфере экономических, политических, военных успехов. Это хорошо понимали М.В.Ломоносов, И.И.Ш увалов, Екатерина II, И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев и многие другие. В 60-80-е годы XVIII в. была предпринята попытка высокой исторической значимости выйти на должный образовательный и культурный уровень, догнать Европу в сфере интеллектуального развития общества. Понимание глубоко назревших проблем общественного развития той эпохи делает честь русским людям из числа правящей тогда элиты. Их поиски решений воспитательных и образовательных задач общества, на наш взгляд, должны быть признаны как важный предмет педагогических и исторических исследований современной и будущей отечественной науки. В отечественной педагогике многое сделано для освещения того интеллектуального и культурного переворота, который совершил Петр I. Однако специалисты недостаточно пристально смотрят на кульминацию «века Просвещения» в империи, на эпохальные решения и действия Екатерины II. 40 I |