Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 52]

упоминавшийся «Наказ императрицы Екатерины II».
Этот документ закрепил за каждым сословием строго отведённое ему место в обществе: каждый человек должен был себя осознать гражданином, преданным самодержавию, законопослушным, в рамках своего сословия.

Задача формирования такого гражданина возлагалась на воспитание.
Как должно воспитывать детей? На этот вопрос Екатерина отвечает в своей работе «Наставление к воспитанию внуков» [61].
Воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих их сословию.
Далее, считала Екатерина, надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству.
Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие, поскольку праздность есть источник зла.
При этом она особое внимание придавала качествам воспитателя как личности, который должен быть образцом истинной гражданственности.
В «Наказе» также говорилось, что каждая особенная семья должна быть управляема по примеру большой семьи, включающей в себя все частные.
Семья должна быть построена по принципу беспрекословного подчинения отцу: все члены семьи повинуются одному человеку, подобно тому, как в государстве всё подчинено воле монарха.
Невозможно дать общего воспитания народу и вскормить всех детей, поэтому необходимо учредить специальные дома и установить несколько общих правил, которые будут служить советом для всех родителей.
Говоря о привитии детям любви к Отечеству, Екатерина II приравнивала понятия отечество и правительство, т.е.
любовь к Отечеству означала любовь к правительству.
Самое важное, по её мнению, в воспитании это бояться бога, почитать царя и с почтением относиться к установленным гражданским законам.
Полное послушание как царю земному, так и царю небесному вот основа курса педагогики Екатерины
И, изложенного в её работах.
52
[стр. 44]

Екатерина была настоящим продолжателем дел Петра I, другие (В.О.Ключевский) оценивают многие начинания Екатерины как внешне эффективные, но на практике давшие вовсе не ожидаемый результат.
Ещё одни историки (В.Т.Козлов) считают период её царствования временем не предугадываемых зигзагов политики, обусловленных влиянием фаворитов, которые, как известно, стали выдающимися государственными деятелями.
Для нас Екатерина II интересна, прежде всего, как просветитель, как законодатель и представитель официальной идеологии по вопросам воспитания и образования подрастающего поколения.
В области воспитания по вопросу формирования «истинного сына Отечества» Императрица выдвинула, а затем последовательно отстаивала идею «образцового послушания» народа государству, суть, которой была сформулирована ей в «Наказе».
Державная «матерь Отечества» считала, что необходимо детям внушать страх Божий «как начало всякого целомудрия и вселять в них все те должности, которых бог от нас требует» (141,103-104).
«Правила воспитания, провозглашала императрица, суть первыя основания приуготовляюшия нас быть гражданами» (141,103).
В «Наказе» говорилось, что надо прививать воспитуемым любовь к Отечеству, «почтение к установленным гражданским законам», но самое главное, «почитать правительство своего отечества», потому что только оно одно печётся «по воле Божией о благе их на земле» (141,104).
В воспитании Екатерина видела главное условие формирования, по её выражению, «новой породы людей».
Программным документом, определявшим направление государственной политики в области образования и просвещения второй половины XVIII в., стал выше упоминавшийся «Наказ императрицы Екатерины II».
Этот документ закрепил за каждым сословием строго отведённое ему место в обществе: каждый человек должен был себя осознать гражданином, преданным самодержавию, законопослушным, в рамках своего сословия.

44 I

[стр.,45]

Задача формирования такого гражданина возлагалась на воспитание.
Как должно воспитывать детей? На этот вопрос Екатерина отвечает в своей работе «Наставление к воспитанию внуков» (61).
Воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих их сословию.
Далее, считала Екатерина, надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству.
Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие, поскольку праздность есть источник зла.
При этом она особое внимание придавала качествам воспитателя как личности, который должен быть образцом истинной гражданственности.
В «Наказе» также говорилось, что каждая особенная семья должна быть управляема по примеру большой семьи, включающей в себя все частные.
Семья должна быть построена по принципу беспрекословного подчинения отцу: все члены семьи повинуются одному человеку, подобно тому, как в государстве всё подчинено воле монарха.
Невозможно дать общего воспитания народу и вскормить всех детей, поэтому необходимо учредить специальные дома и установить несколько общих правил, которые будут служить советом для всех родителей.
Говоря о привитии детям любви к Отечеству, Екатерина II приравнивала понятия отечество и правительство, т.е.
любовь к Отечеству означала любовь к правительству.
Самое важное, по её мнению, в воспитании это бояться бога, почитать царя и с почтением относиться к установленным гражданским законам.
Полное послушание как царю земному, так и царю небесному --вот основа курса педагогики Екатерины
II, изложенного в её работах.
В !783 г.
по высочайшему повелению Екатерины II была издана книга «О должностях человека и гражданина...», представлявшая собой труд австрийского педагога Иоганна Филбергера (139,99).
Русский перевод был отредактирован самой императрицей и объявлен обязательным учебником для всех учебных заведений страны.
Эта книга явилась своего рода манифестом педагогических воззрений русского самодержавия.
Самая главная должность каждого члена государства, согласно книге, любовь к Отечеству.
Кроме этого, 45

[Back]