Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 55]

выделить таких, как А.С.Воронов, А.СЛаппо-Данилевский, П.М.Майков и др.
Среди наиболее ранних исследований по данной проблеме выделяется А.С.Воронов.
Известна его монография, посвящённая Ф.И.Янковичу [37].
Автор предпринял одну из первых успешных попыток осмыслить воспитательную систему И.И.Бецкого.
Первая работа, специально посвящённая Бецкому, вышла в 1904 г., автором которой был П.М.Майков [118].
В ней он собрал материал, так или иначе связанный с личностью реформатора, а также поместил значительное число подлинных текстов: переписка с императрицей, различного рода доклады и т.д.
Однако книга Майкова изобилует многочисленными фактами биографии просветителя, подробным описанием событий.
На наш взгляд, при таких условиях главные черты деятельности и мировоззрения сподвижника великой Екатерины нередко утопают во множестве излишних подробностей.

Именно на эти и некоторые другие недостатки исследования П.М.Майкова указал в своей работе
А.С.Лаппо-Данилевский [111].
Его труд представляет из себя критический и весьма скрупулезный анализ книги Майкова.
Вместе с тем, следует заметить, что А.СЛаппоДанилевский внёс немалый вклад в изучение как биографии Бецкого, так и в изучение его воспитательной системы.
Исследования П.М.Майкова и А.С.Лаппо-Данилевского стали базовыми в оценке деятельности просветителя в качестве главного советника императрицы по вопросам воспитания и образования.
Тем не менее, по утверждению Е.П.Титкова, в советской историографии И.И.Бецкой и его система воспитания не стали объектом научного исследования.
Для данного же исследования анализ воззрений и деятельности представителя официальной политики второй половины XVIII в.
является весьма значительным, в частности его система воспитания «новой породы людей».

55
[стр. 47]

В 60-70-е гг.
XVIII в.
в русском обществе стали активно распространяться просветительские идеи, начал обсуждаться крестьянский вопрос и другие животрепещущие вопросы.
Стремясь оградить молодое поколение от усвоения ими нежелательных для самодержавия идей и положений, и воспитать «истинных граждан-патриотов», преданных самодержавию, Екатерина II обратилась за помощью к новейшей западноевропейской теории о воспитании «новой породы людей».
В этом отношении, в период распространения проектомании, на наш взгляд, имеет смысл сказать о деятельности одного из самых крупных реформаторов екатерининского окружения И.И.Бецкого (1704-1795).
В ряду исследовательских работ по проблемам воспитания и образования особое место занимают труды, посвящённые педагогическим взглядам и деятельности этого просветителя.
В XVIII в.
почти никто из пишущих на тему школьных преобразований не обходил его своим вниманием.
Основной вклад в изучение воспитательной и образовательной политики Российской империи периода второй половины XVIII в.
внесли отечественные исследователи XIX начала XX века.
Среди них следует выделить таких, как А.С.Воронов, А.С.ЛаппоДанилевский, П.М.Майков и др.
Среди наиболее ранних исследований по данной проблеме выделяется А.С.Воронов.
Известна его монография, посвящённая Ф.И.Янковичу (37).
Автор предпринял одну из первых успешных попыток осмыслить воспитательную систему И.И.Бецкого.
Первая работа, специально посвящённая Бецкому, вышла в 1904 г., автором которой был П.М.Майков (118).
В ней он собрал материал, так или иначе связанный с личностью реформатора, а также поместил значительное число подлинных текстов: переписка с императрицей, различного рода доклады и т.д.
Однако книга Майкова изобилует многочисленными фактами биографии просветителя, подробным описанием событий.
На наш взгляд, при таких условиях главные черты деятельности и мировоззрения сподвижника великой Екатерины нередко утопают во множестве излишних подробностей.

47 I

[стр.,48]

Именно на эти и некоторые другие недостатки исследования П.М.Майкова указал в своей работе A.C.Лаппо-Данилевский (111).
Его труд представляет из себя критический и весьма скрупулезный анализ книги Майкова.
Вместе с тем, следует заметить, что А.С.Лаппо-Данилевский внёс немалый вклад в изучение как биографии Бецкого, так и в изучение его воспитательной системы.
Исследования П.М.Майкова и А.С.ЛаппоДанилевского стали базовыми в оценке деятельности просветителя в качестве главного советника императрицы по вопросам воспитания и образования.
Тем не менее, по утверждению Е.П.Титкова, в советской историографии И.И.Бецкой и его система воспитания не стали объектом научного исследования.
Для данного же исследования анализ воззрений и деятельности представителя официальной политики второй половины XVIII в.
является весьма значительным, в частности его система воспитания «новой породы людей».

Идею создания «новой породы людей» И.И.Бецкой заимствовал у Ж.Ж.Руссо.
Французский просветитель выступал с теорией первоначальной чистоты человеческой природы.
Цель воспитания, по его мнению, состояла в том, чтобы с самого начала оградить природу человека от посторонних и порочных влияний и дать ей свободно и самопроизвольно развиваться на лоне природы.
И.И.Бецкой едва ли усвоил индивидуалистическую точку зрения Ж.Ж.Руссо.
Подобно автору «Эмиля», наш просветитель полагал, что «нет врождённых пороков и злодейств, но дурные примеры их внушают»(111,23), то и воспитание должно быть естественным и свободным.
Между воззрениями двух просветителей действительно было много общего, однако имелись также и различия.
Ж.Ж.Руссо предлагал такую систему домашнего воспитания, в которой образование умственных способностей начиналось очень поздно, кроме того, он придавал слишком мало значения авторитету и общественному воспитанию, которое может давать школа, и, вообще мало доверял последней, никогда не выступал за закрытые учебные заведения.
48

[Back]