Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 56]

Идею создания «новой породы людей» И.И.Бецкой заимствовал у Ж.-Ж.Руссо.
Французский просветитель выступал с теорией первоначальной чистоты человеческой природы.
Цель воспитания, по его мнению, состояла в том, чтобы с самого начала оградить природу человека от посторонних и порочных влияний и дать ей свободно и самопроизвольно развиваться на лоне природы.
И.И.Бецкой едва ли усвоил индивидуалистическую точку зрения Ж.-Ж.Руссо.
Подобно автору «Эмиля», наш просветитель полагал, что «нет врождённых пороков и злодейств, но дурные примеры их
внушают»[111.С.23], то и воспитание должно быть естественным и свободным.
Между воззрениями двух просветителей действительно было много общего, однако имелись также и различия.
Ж.Ж.Руссо предлагал такую систему домашнего воспитания, в которой образование умственных способностей начиналось очень поздно, кроме того, он придавал слишком мало значения авторитету и общественному воспитанию, которое может давать школа, и, вообще мало доверял последней, никогда не выступал за закрытые учебные заведения.

И.И.Бецкой, напротив, признавал справедливость подобного рода требований и думал, что для удаления воспитанника от порочной среды надобно помещать его в закрытые особые воспитательные и учебные заведения; здесь за всё время воспитания дети не должны были ощущать на себе влияние семьи.
Идея и з о л я ц и
й человека от общества в период его воспитания, высказанная французским просветителем, оказалась для самодержавия чрезвычайно полезной.
По указанию Екатерины II И.И.Бецкой разрабатывает педагогическую систему в духе господствующей крепостнической идеологии и морали, которая должна была «новое бытие...
даровать и новый род подданных произвести», т.е.
способствовать формированию «новой породы людей» -опоры для самодержавного строя.

56
[стр. 48]

Именно на эти и некоторые другие недостатки исследования П.М.Майкова указал в своей работе A.C.Лаппо-Данилевский (111).
Его труд представляет из себя критический и весьма скрупулезный анализ книги Майкова.
Вместе с тем, следует заметить, что А.С.Лаппо-Данилевский внёс немалый вклад в изучение как биографии Бецкого, так и в изучение его воспитательной системы.
Исследования П.М.Майкова и А.С.ЛаппоДанилевского стали базовыми в оценке деятельности просветителя в качестве главного советника императрицы по вопросам воспитания и образования.
Тем не менее, по утверждению Е.П.Титкова, в советской историографии И.И.Бецкой и его система воспитания не стали объектом научного исследования.
Для данного же исследования анализ воззрений и деятельности представителя официальной политики второй половины XVIII в.
является весьма значительным, в частности его система воспитания «новой породы людей».
Идею создания «новой породы людей» И.И.Бецкой заимствовал у Ж.Ж.Руссо.
Французский просветитель выступал с теорией первоначальной чистоты человеческой природы.
Цель воспитания, по его мнению, состояла в том, чтобы с самого начала оградить природу человека от посторонних и порочных влияний и дать ей свободно и самопроизвольно развиваться на лоне природы.
И.И.Бецкой едва ли усвоил индивидуалистическую точку зрения Ж.Ж.Руссо.
Подобно автору «Эмиля», наш просветитель полагал, что «нет врождённых пороков и злодейств, но дурные примеры их
внушают»(111,23), то и воспитание должно быть естественным и свободным.
Между воззрениями двух просветителей действительно было много общего, однако имелись также и различия.
Ж.Ж.Руссо предлагал такую систему домашнего воспитания, в которой образование умственных способностей начиналось очень поздно, кроме того, он придавал слишком мало значения авторитету и общественному воспитанию, которое может давать школа, и, вообще мало доверял последней, никогда не выступал за закрытые учебные заведения.

48

[стр.,49]

И.И.Бецкой, напротив, признавал справедливость подобного рода требований и думал, что для удаления воспитанника от порочной среды надобно помещать его в закрытые особые воспитательные и учебные заведения; здесь за всё время воспитания дети не должны были ощущать на себе влияние семьи.
Идея изоляции
человека от общества в период его воспитания, высказанная французским просветителем, оказалась для самодержавия чрезвычайно полезной.
По указанию Екатерины II И.И.Бецкой разрабатывает педагогическую систему в духе господствующей крепостнической идеологии и морали, которая должна была «новое бытие...
даровать и новый род подданных произвести», т.е.
способствовать формированию «новой породы людей» опоры для самодержавного строя.

«Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей, которых принимать не старее, как 5-му и 6-му году», писал И.И.Бецкой (17.3).
Принятые для обучения дети не должны были иметь «ни малейшего с другими сообщения, так что и самые близкие сродники хотя и могут их видеть, но не иначе как в самом училище, и то в присутствии их начальников.
Ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбору обхождение весьма вредительно» (17.3).
Оторванные от семьи и общества до 18-20-летнего возраста дети под присмотром воспитателей осваивали свои права и обязанности.
Чтобы понять живую новизну педагогической системы Бецкого и Екатерины II, нужно представить себе, в каком состоянии находилась педагогика России второй половины XVIII века.
Почти полное отсутствие школ, дремучие учителя, дворянские дети находились во власти иностранных гувернёров и т.д.
На идею создания «новой породы людей» государственных педагогов навели не только некоторые течения западноевропейской мысли, но и факты живой русской действительности.
До Петра I русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира.
Каждая семья жила своими личными интересами.
Связи с обществом не было, основой семьи был «Домострой», который предлагал 49

[Back]