Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 57]

«Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей, которых принимать не старее, как 5-му и 6-му году», -писал И.И.Бецкой [17.С.З].
Принятые для обучения дети не должны были иметь «ни малейшего с другими сообщения, так что и самые близкие сродники хотя и могут их видеть, но не иначе как в самом училище, и то в присутствии их начальников.
Ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбору обхождение весьма вредительно»
[17.С.З].
Оторванные от семьи и общества до 18-20-летнего возраста дети под присмотром воспитателей осваивали свои права и обязанности.
Чтобы понять живую новизну педагогической системы Бецкого и Екатерины II, нужно представить себе, в каком состоянии находилась педагогика России второй половины XVIII века.
Почти полное отсутствие школ,
отсталые учителя, дворянские дети находились во власти иностранных гувернёров и т.д.
На идею создания «новой породы людей» государственных педагогов навели не только некоторые течения западноевропейской мысли, но и факты живой русской действительности.
До Петра I русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира.
Каждая, семья жила своими личными интересами.
Связи с обществом не было, основой семьи был «Домострой», который предлагал
известный порядок жизни: мнение владыки дома, семьи закон.
Домострой внушают верную службу царю, но о связи семьи с обществом, с родной землёй нигде не говорят
[82.С.76].
Со времён правления Петра государство вмешивается в семейную жизнь, изменяя её строй, устои, нравы сообразно государственным интересам.
Так появляется законодательство о семье и о семейных отношениях (1702).
Было сделано распоряжение о запрещении вступать в брак не прошедшим курса цифирных школ; дети насильно отбирались у родителей в школы и на
57
[стр. 49]

И.И.Бецкой, напротив, признавал справедливость подобного рода требований и думал, что для удаления воспитанника от порочной среды надобно помещать его в закрытые особые воспитательные и учебные заведения; здесь за всё время воспитания дети не должны были ощущать на себе влияние семьи.
Идея изоляции человека от общества в период его воспитания, высказанная французским просветителем, оказалась для самодержавия чрезвычайно полезной.
По указанию Екатерины II И.И.Бецкой разрабатывает педагогическую систему в духе господствующей крепостнической идеологии и морали, которая должна была «новое бытие...
даровать и новый род подданных произвести», т.е.
способствовать формированию «новой породы людей» опоры для самодержавного строя.
«Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей, которых принимать не старее, как 5-му и 6-му году», писал И.И.Бецкой
(17.3).
Принятые для обучения дети не должны были иметь «ни малейшего с другими сообщения, так что и самые близкие сродники хотя и могут их видеть, но не иначе как в самом училище, и то в присутствии их начальников.
Ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбору обхождение весьма вредительно»
(17.3).
Оторванные от семьи и общества до 18-20-летнего возраста дети под присмотром воспитателей осваивали свои права и обязанности.
Чтобы понять живую новизну педагогической системы Бецкого и Екатерины II, нужно представить себе, в каком состоянии находилась педагогика России второй половины XVIII века.
Почти полное отсутствие школ,
дремучие учителя, дворянские дети находились во власти иностранных гувернёров и т.д.
На идею создания «новой породы людей» государственных педагогов навели не только некоторые течения западноевропейской мысли, но и факты живой русской действительности.
До Петра I русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира.
Каждая семья жила своими личными интересами.
Связи с обществом не было, основой семьи был «Домострой», который предлагал
49

[стр.,50]

известный порядок жизни: мнение владыки дома, семьи закон.
Домострой внушают верную службу царю, но о связи семьи с обществом, с родной землёй нигде не говорят
(82,76).
Со времён правления Петра государство вмешивается в семейную жизнь, изменяя её строй, устои, нравы сообразно государственным интересам.
Так появляется законодательство о семье и о семейных отношениях ( 1702).
Было сделано распоряжение о запрещении вступать в брак не прошедшим курса цифирных школ; дети насильно отбирались у родителей в школы и на
службу, так что родители теряли прежнюю власть над детьми.
Таким образом, государство стремилось привлечь к своей службе и семью.
Государство признавало семью слишком неудовлетворённым органом воспитания, который не достигает нужных педагогических целей.
Общество и семья были заражены суевериями, ленью, невежеством, безнравственностью (М.М.Щербатов).
Такое общество и такие семьи неизбежно портили детей.
Как писал М.В.Войцехович: «...
нравственное воспитание было предоставлено невежественной семье или же находилось в руках столь же невежественных гувернёров и была извращённым, лишенным всякого нравственного характера» (35,16).
Отсюда сама собой напрашивалась мысль об отделении малолетних от взрослых, о воспитании детей особо, вне влияния семьи и общества, и о создании, таким образом, нового поколения людей, мужественных, честных, добродетельных, словом, таких, недостаток которых был ощутим.
Устами И.И.Бецкого государство сказало русской семье: «Ты не способна хорошо воспитать дитя.
Отдай его мне, я его воспитаю, а ты уж совсем не путайся в это дело.
Ты только производи детей, а воспитывать их буду я» (82,77).
По мнению просветителя, существовавшие в то время учебные заведения и практика воспитания детей в семье бессильны были противостоять губительным воздействиям на подрастающее поколение со стороны невежественной среды.
Главным злом Бецкой считал то обстоятельство, что дети вступали в училища уже с испорченными в семье наклонностями и привычками, поэтому школа не может их исправить.
Единственное устранение

[Back]