Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 58]

службу, так что родители теряли прежнюю власть над детьми.
Таким образом, государство стремилось привлечь к своей службе и семью.
Государство признавало семью слишком
неудовлетворительным органом воспитания, который не достигает нужных педагогических целей.
Общество и семья были заражены суевериями, ленью, невежеством, безнравственностью (М.М.Щербатов).
Такое общество и такие семьи неизбежно портили детей.
Как писал М.В.Войцехович: «...
нравственное воспитание было предоставлено невежественной семье или же находилось в руках столь же невежественных гувернёров и была извращённым, лишенным всякого нравственного характера»
[35.С.16].
Отсюда сама собой напрашивалась мысль об отделении малолетних от взрослых, о воспитании детей особо, вне влияния семьи и общества, и о создании, таким образом, нового поколения людей, мужественных, честных, добродетельных, словом, таких, недостаток которых был ощутим.
Устами И.И.Бецкого государство сказало русской семье: «Ты не способна хорошо воспитать дитя.
Отдай его мне, я его воспитаю, а ты уж совсем не путайся в это дело.
Ты только производи детей, а воспитывать их буду я»
[82.С.77].
По мнению просветителя, существовавшие в то время учебные заведения и практика воспитания детей в семье бессильны были противостоять губительным воздействиям на подрастающее поколение со стороны невежественной среды.
Главным злом Бецкой считал то обстоятельство, что дети вступали в училища уже с испорченными в семье наклонностями и привычками, поэтому школа не может их исправить.
Единственное устранение
этого недостатка Бецкой видел в том, чтобы совершенно отделить, изолировать от семьи и общества воспитываемых детей и поместить их в закрытые воспитательные училища.
58
[стр. 50]

известный порядок жизни: мнение владыки дома, семьи закон.
Домострой внушают верную службу царю, но о связи семьи с обществом, с родной землёй нигде не говорят (82,76).
Со времён правления Петра государство вмешивается в семейную жизнь, изменяя её строй, устои, нравы сообразно государственным интересам.
Так появляется законодательство о семье и о семейных отношениях ( 1702).
Было сделано распоряжение о запрещении вступать в брак не прошедшим курса цифирных школ; дети насильно отбирались у родителей в школы и на службу, так что родители теряли прежнюю власть над детьми.
Таким образом, государство стремилось привлечь к своей службе и семью.
Государство признавало семью слишком
неудовлетворённым органом воспитания, который не достигает нужных педагогических целей.
Общество и семья были заражены суевериями, ленью, невежеством, безнравственностью (М.М.Щербатов).
Такое общество и такие семьи неизбежно портили детей.
Как писал М.В.Войцехович: «...
нравственное воспитание было предоставлено невежественной семье или же находилось в руках столь же невежественных гувернёров и была извращённым, лишенным всякого нравственного характера»
(35,16).
Отсюда сама собой напрашивалась мысль об отделении малолетних от взрослых, о воспитании детей особо, вне влияния семьи и общества, и о создании, таким образом, нового поколения людей, мужественных, честных, добродетельных, словом, таких, недостаток которых был ощутим.
Устами И.И.Бецкого государство сказало русской семье: «Ты не способна хорошо воспитать дитя.
Отдай его мне, я его воспитаю, а ты уж совсем не путайся в это дело.
Ты только производи детей, а воспитывать их буду я»
(82,77).
По мнению просветителя, существовавшие в то время учебные заведения и практика воспитания детей в семье бессильны были противостоять губительным воздействиям на подрастающее поколение со стороны невежественной среды.
Главным злом Бецкой считал то обстоятельство, что дети вступали в училища уже с испорченными в семье наклонностями и привычками, поэтому школа не может их исправить.
Единственное устранение


[стр.,51]

этого недостатка Бецкой видел в том, чтобы совершенно отделить, изолировать от семьи и общества воспитываемых детей и поместить их в закрытые воспитательные училища.
В действительности же детей отрывали от семьи, домашней и общественной среды с той целью, чтобы осуществлять без каких-либо помех воспитание детей в определённом направлении, которое было удобно правительственной педагогике, а именно воспитать верноподданных рабов.
Таким способом Бецкой надеялся «создать новую породу, или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следуя из родов в род в будущие веки» (17,5).
Русский просветитель во главе с императрицей, не находя хороших примеров семейного воспитания в среде господствующих классов населения, отрывает детей от семьи вместо того, чтобы позаботиться об улучшении самого семейного воспитания.
Указав основные начала педагогической системы И.И.Бецкого, мы изложим теперь ведущие идеи о воспитании детей.
Перу просветителя принадлежит ряд работ, где изложена целая теория воспитания детей.
Среди них стоит выделить следующие: «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, конфирмованное её императорским величеством 1764 года марта 12», «Генеральный план Императорского воспитательного дома в Москве» (1764), «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до их юношества» (1768), «Устав воспитания 200 благородных девиц» (1768).
В «Генеральном плане» И.И.Бецкой цель воспитания определял так: «...цель воспитания в Доме совсем не та, что при воспитании благородных: питомцы Дома должны служить Отечеству делами рук своих.
Все они по положению будут вольными, никто не сможет их закрепостить» (18,3).
Однако интересно, что в качестве «экспериментального материала» просветитель избрал тех, за кем не стоит могущество дворянского родового союза бедных

[Back]