Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 60]

родового союза бедных дворянских сирот и вообще неимущих дворян, безродных подкидышей, нищих, которых родители не в силах прокормить, вот кто должен был стать «людьми новой породы».
Тут, на наш взгляд, возникает некий социально-педагогический парадокс: дети дворян, включая аристократию, находятся в руках невежественных гувернёров, а безродные подкидыши по предписанию властей, должны были жить в атмосфере уважения и учтивости.
Главной задачей воспитательных училищ Бецкой считал нравственное воспитание «воспитание сердца», внедрение «страха божия», воспитание трудолюбия, правдивости, учтивости, сострадания, опрятности, бережливости и т.д.
Назначение воспитательного дома определялось выполнением следующих задач: «...
требует произрасти питомцев здоровых, крепких, бодрых, способных служить Отечеству, художеству, ремёслам, воспитать в них разум и сердце так, чтобы они не только сами себе полезны, но и добрыми христианскими и верными гражданами были»
[236.С.18].
Выдвигая на первый план вопросы нравственного воспитания, придавая огромное значение физическому воспитанию, И.И.Бецкой мало внимания уделял умственному воспитанию.
Обучение занимало в педагогической теории Бецкого по существу последнее место.
Содержание умственного воспитания в «Генеральном плане» было раскрыто весьма схематично.
Начиналось обучение с 7 лет, а в 14 лет оно уже заканчивалось, причём отводилось на обучение по часу в день.
Главный принцип обучения состоит в том, чтобы: «обучать их всему играючи, и, сколько возможно, без принуждения»
[19.С.15].
Однако стоит заметить, что мысли о вреде раннего учения, о создании для детей сказок и рассказов (Бецкой впервые в истории русской педагогики выдвинул идею создания произведений детской литературы), о развитии любознательности у детей,
60
[стр. 52]

дворянских сирот и вообще неимущих дворян, безродных подкидышей, нищих, которых родители не в силах прокормить, вот кто должен был стать «людьми новой породы».
Тут, на наш взгляд, возникает некий социально-педагогический парадокс: дети дворян, включая аристократию, находятся в руках невежественных гувернёров, а безродные подкидыши по предписанию властей, должны были жить в атмосфере уважения и учтивости.
Главной задачей воспитательных училищ Бецкой считал нравственное воспитание «воспитание сердца», внедрение «страха божия», воспитание трудолюбия, правдивости, учтивости, сострадания, опрятности, бережливости и т.д.
Назначение воспитательного дома определялось выполнением следующих задач: «...
требует произрасти питомцев здоровых, крепких, бодрых, способных служить Отечеству, художеству, ремёслам, воспитать в них разум и сердце так, чтобы они не только сами себе полезны, но и добрыми христианскими и верными гражданами были»
(236,18).
Выдвигая на первый план вопросы нравственного воспитания, придавая огромное значение физическому воспитанию, И.И.Бецкой мало внимания уделял умственному воспитанию.
Обучение занимало в педагогической теории Бецкого по существу последнее место.
Содержание умственного воспитания в «Генеральном плане» было раскрыто весьма схематично.
Начиналось обучение с 7 лет, а в 14 лет оно уже заканчивалось, причём отводилось на обучение по часу в день.
Главный принцип обучения состоит в том, чтобы: «обучать их всему играючи, и, сколько возможно, без принуждения»
(19,15).
Однако стоит заметить, что мысли о вреде раннего учения, о создании для детей сказок и рассказов (Бецкой впервые в истории русской педагогики выдвинул идею создания произведений детской литературы), о развитии любознательности у детей,
об обучении на родном языке являются весьма ценными для того времени.
Немаловажное значение просветитель отводил подборке кадров для воспитательного дома.
Считая, что в воспитательном доме, заменяющем детям семью, воспитатели должны окружить детей любовью и лаской, настаивал на их тщательном отборе.
Во-первых, они должны быть обязательно русскими, во52

[Back]