Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 62]

Заслуга И.И.Бецкого ещё и в том, что он решительно выступал против телесных наказаний: «Единожды навсегда ввести в сей дом неподвижный закон и строго утверждать никогда и ни за что не бить детей» [236.C.24J.
При этом предлагал другие средства воздействия: 1) лишение покоя (стоять 1-2 часа, смотря по возрасту, на одном месте, ни на что не опираясь); 2) лишение пищи (оставлять 5-10 лет ребёнка на 12-24 часа на хлебе и воде).
Однако лучший способ наказания, по его мнению, это лишение того, что им больше всего нравится (игры, прогулки и т.д.).
В виде самого страшного наказания в воспитательных домах был возврат детей в семью.

Очевидно, что теория воспитания Бецкого составлена главным образом по Локку, которого он называл «премудрым» и «любви достойным».
По утверждению П.Ф.Каптерева, взгляды Бецкого на воспитание, оставаясь по существу взглядами Локка, гораздо шире, гуманнее, а в некоторых пунктах подробнее учения последнего
[82.С.78].
У Бецкого весьма сильно выдвинута одна очень важная и любопытная черта воспитания, которая не встречается у Локка, а именно необходимость доброго весёлого настроения воспитываемых для правильного и всестороннего их развития.
Русский просветитель изгонял телесные наказания, считая их вредными, Локк же оставлял их для экстренных случаев.
Бецкой настаивал на воспитании обоего пола, чего у Локка мы не находим.
Педагогика Локка строго сословная (предлагал свои советы богатым и знатным родителям), у Бецкого более общечеловеческая, но далеко не чуждая сословности.
Однако следует указать и на некоторые недостатки, присущие как системе воспитания, так и педагогике XVIII в.
вообще.
Коренные недостатки педагогики XVIII в., как она выразилась у И.И.Бецкого, совершенно ясны: в ней очень много говорится о сердце, о чувствительности, о благородных мыслях, но мало о
62
[стр. 53]

вторых: «...надлежит подавать примеры отличной добродетели, превосходного достоинства и всех качеств, каких ея чин и важная должность требуют», «Умеренность, кротость и благоразумие долженствуют быть главными качествами госпожи правительницы» (20; 18,24).
Ценной по своему времени надо признать написанную Бецким в 1762 г.
книгу «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» (19).
Это по существу было первое руководство, предназначенное для родителей.
В ней просветитель стремился связать физическое воспитание с нравственным.
Основным средством физического и нравственного воспитания он считал труд.
Придавал огромное значение в семейном воспитании примеру родителей.
Особое место в работах просветителя занимал вопрос о методах воспитания.
Наиболее естественными и эффективными методами нравственного воспитания, по мнению И.И.Бецкого, являются: удаление детей от мест, предметов, явлений, заражающих дурными поступками; подражание хорошим примерам взрослых и детей.
«Всем известно, что пример, как доброй, так и худой, в детях больше всего действует не только в нравоучительных, но и в физических предметах...
Для сей же причины надлежит от них удалять всех жадных, пьяниц, ленивых, дерзких, жестоких и злых людей, а наипаче сладолюбцев» (19,36).
Заслуга И.И.Бецкого ещё и в том, что он решительно выступал против телесных наказаний: «Единожды навсегда ввести в сей дом неподвижный закон и строго утверждать никогда и ни за что не бить детей»
(236,24).
При этом предлагал другие средства воздействия: 1) лишение покоя (стоять 1-2 часа, смотря по возрасту, на одном месте, ни на что не опираясь); 2) лишение пищи (оставлять 5-10 лет ребёнка на 12-24 часа на хлебе и воде).
Однако лучший способ наказания, по его мнению, это лишение того, что им больше всего нравится (игры, прогулки и т.д.).
В виде самого страшного наказания в воспитательных домах был возврат детей в семью.

53

[стр.,54]

Очевидно, что теория воспитания Бецкого составлена главным образом по Локку, которого он называл «премудрым» и «любви достойным».
По утверждению П.Ф.Каптерева, взгляды Бецкого на воспитание, оставаясь по существу взглядами Локка, гораздо шире, гуманнее, а в некоторых пунктах подробнее учения последнего
(82,78).
У Бецкого весьма сильно выдвинута одна очень важная и любопытная черта воспитания, которая не встречается у Локка, а именно необходимость доброго весёлого настроения воспитываемых для правильного и всестороннего их развития.
Русский просветитель изгонял телесные наказания, считая их вредными, Локк же оставлял их для экстренных случаев.
Бецкой настаивал на воспитании обоего пола, чего у Локка мы не находим.
Педагогика Локка строго сословная (предлагал свои советы богатым и знатным родителям), у Бецкого более общечеловеческая, но далеко не чуждая сословности.
Однако следует указать и на некоторые недостатки, присущие как системе воспитания, так и педагогике XVIII в.
вообще.
Коренные недостатки педагогики XVIII в., как она выразилась у И.И.Бецкого, совершенно ясны: в ней очень много говорится о сердце, о чувствительности, о благородных мыслях, но мало о
развитии воли, об укреплении характера.
Умственное образование ценили очень низко, придавая ему третьестепенное значение.
А.С.Воронов, оценивая официальную педагогику, писал: «Система, по теории обещавшая много, но на деле принесла более вреда, чем пользы.
Дети, в самом нежном возрасте, оторванные от семейств, не могут развить в себе святых чувств семейной любви к родителям..., делаются холодными, сухими по сердцу.
Не соприкасаясь нисколько с обществом, они остаются в неведении всех общественных условий, а потому приобретают ложный и нередко гибельный для себя взгляд на свои отношения к обществу...
Следовательно, в самом основании своём, система Бецкого оказалась несостоятельною» (37,33).
Несостоятельность этой системы подтверждается и тем, что практика работы воспитательных домов резко расходилась с теорией, изложенной в официальных документах.
За двадцать лет существования Московского

[Back]