портила детей. Отдавая предпочтение общественному воспитанию, официальная педагогическая мысль на семью смотрела как на препятствие. Просветители же исходили из положения о том, что именно семья является для ребенка первым обществом, где он приобретает опыт совместного проживания и совместной деятельности, где формируются отношения личности к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, где происходит процесс приобщения детей к социальным ценностям. Выводы по первой главе К середине XVIII в. большой фонд разнообразных идей, подходов, методик в различных сферах воспитания и образования подрастающего поколения накопило западноевропейское Просвещение. Среди мыслящих людей России того периода просвещенческие идеи Запада вызвали широкий отклик и многочисленные попытки адаптации этих идей к российским условиям. В связи с этим в данной главе мы попытались рассмотреть социальные и теоретические основы русского Просвещения по вопросам воспитания, выявить влияние западноевропейских идей на процесс формирования педагогических представлений русских мыслителей, а также проанализировать идеологические принципы и положения, на которые опиралась воспитательная и образовательная политика российского государства во второй половине XVIII века. В качестве теоретических основ, на которые опирались идеологи русского Просвещения, выступали воззрения французских, английских и немецких просветителей. Именно в XVIII в. русская педагогическая мысль начинает интенсивно осваивать достижения западной педагогики. Д.Локк со своими идеями об изучении детской психологии и физиологии, отхода от авторитарного воспитания, уменьшения вербальных методик в преподавании и замена их наглядным и практическим образованием, на 67 |
воспитания и образования подрастающего поколения. Среди мыслящих людей России того периода просвещенческие идеи Запада получили широкий отклик, многочисленные попытки адаптации этих идей к российским условиям. В связи с этим в данной главе мы попытались рассмотреть социальные и теоретические основы русского Просвещения по вопросам воспитания, выявить влияние западноевропейских идей на процесс формирования педагогических представлений русских мыслителей, а также проанализировать идеологические принципы и положения, на которые опиралась воспитательная и образовательная политика российского государства во второй половине XVIII века. В качестве теоретических основ, на которые опирались идеологи русского просвещения, выступали воззрения французских, английских и немецких просветителей. Именно в XVIII в. русская педагогическая мысль начинает интенсивно осваивать достижения западной педагогики. Д.Локк со своими идеями об изучении детской психологии и физиологии, отхода от авторитарного воспитания, уменьшения вербальных методик в преподавании и замена их наглядным и практическим образованием, на наш взгляд, явился родоначальником той философско-педагогической теории, которая расцвела в XVIII в., и которая считала воспитание в сочетании с образованием могущественным фактором в деле преобразования общества. Распространение среди русских просветителей получили: идея Ж.Ж.Руссо о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества; идея Д.Дидро о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях; идея Гельвеция и Вольтера об энциклопедическом характере образования и многие другие. Основных педагогических идей, шедших с Запада, собственно было две: индивидуалистическая (Руссо) и социально-государственная. Суть первой заключалась в постановке всего воспитания на физиолого-психологическое основание, в предпочтении семейного воспитания школьному обучению. По мнению представителей второго течения, государственное управление есть важнейший учитель, а 58 нуждается общество, семья с ее пороками только портила детей. Отдавая предпочтение общественному воспитанию, официальная педагогическая мысль на семью смотрела как на препятствие. Просветители же исходили из положения о том, что именно семья является для ребенка первым обществом, где он приобретает опыт совместного проживания и совместной деятельности, где формируются отношения личности к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, где происходит процесс приобщения детей к социальным ценностям. Процесс зарождения, формирования и развития педагогических идей русских просветителей был обусловлен всей социально культурной и педагогической действительностью, которая была неоднозначной. Противоречивость и двойственность социальной, культурной ситуации сказалась и на характере семейного воспитания: дворяне, став просвещенной частью общества, несли в себе новое начало, а крестьяне сохраняли патриархальные устои домостроительства, традиционные особенности быта и воспитания. Воспитание детей крестьян и провинциального дворянства проходило в многодетной, многопоколенной семье. И единым требованием было уважение, почитание, беспрекословное послушание родителям. Воспитание в крестьянской семье это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений, обучающих действий. В крестьянской семье процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е. образа жизни. Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания. И, по мнению просветителей, только крестьянские дети обладают высокими национальными чертами русского человека спокойный характер, умение владеть собой, благоразумие, ясный ум, дисциплина и т.д. Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям того времени объяснялась наличием и соблюдением определенных традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания 162 |