Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 68]

наш взгляд, явился родоначальником той философско-педагогической теории, которая расцвела в XVIII в.
и которая считала воспитание в сочетании с образованием могущественным фактором в деле преобразования общества.
Распространение среди русских просветителей получили: идея Ж.-Ж.Руссо о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества; идея Д.Дидро о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях; идея
К.А.Гельвеция и А.,Ф.М.Вольтера об энциклопедическом характере образования и многие другие.
Процесс формирования педагогических идей русских мыслителей по вопросам воспитания вообще и семейного воспитания в частности связан с общей идеологией эпохи Просвещения, которой были присущи следующие черты: гуманизм, энциклопедизм, рационализм, прагматизм, утилитарный и практический подход и другие.
Идеи русских просветителей по своему уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей.
Их отличали государственный подход, масштабность, реальность замыслов.
Многие прогрессивные предложения
эпохи были подхвачены, переосмыслены и на научной основе переработаны мыслителями второй половины XVIII в.
России, а также представителями официальной педагогики исследуемого периода (И.И.Бецкой, Екатерина II, Ф.И.Янкович).
Для выявления социально-значимого среза в потоке разнообразных идей тех лет, ключевыми являются понятия «человек и гражданин», «народ и общество», «воспитание и образование».
Из людей, строивших свои рассуждения вокруг этих ключевых понятий, можно выделить ряд групп: официальную или дворцовую (Екатерина II, И,И.Бецкой), умеренно-демократическую (А.Н.Радищев), либерально-просветительскую (Н.И.Новиков и его круг) (Е.П.Титков).

68
[стр. 39]

Просвещения утверждали всемогущество разума и благонравия, уделяли большое внимание вопросу о переустройстве общества, оно должно быть таким, каким его хочет видеть сам человек.
Благополучие общества просветители связывали со свободой личности и просвещенностью человека.
Исключительно важное место в русской просветительской мысли второй половине XVIII в.
занимала проблема воспитания человека и гражданина, его свободы и обязанностей (139,88).
Этот вопрос был тесно связан с вопросом отношения человека и государства.
Поэтому идеологи просветительского направления особое внимание уделяли не просто проблемам воспитания, а говорили о воспитании добродетельного и благородного гражданина «истинного сына Отечества» Безусловно, проблем и вопросов, которые просветители поднимали на страницах своих работ, было очень много, и мы не претендуем на исчерпывающий их перечень.
Однако стоит заметить, что взгляды просветителей по отдельным проблемам не всегда совпадали, порой существенно расходились, но мы утверждаем, что всех просветителей объединяла мировоззренческая концепция Просвещения.
Подводя итог вышесказанному, выделим, на наш взгляд, основные черты просветительской идеологии: гуманизм, энциклопедизм, рационализм, прагматизм, утилитарный и практический подход и др.
Вне всякого сомнения, очевидно, что в русле именно этой просветительской идеологии с присущими ей чертами проходил процесс формирования педагогических идей по вопросам воспитания вообще и семейного воспитания в частности в России второй половины XVIII века.
Идеи русских просветителей по своему теоретическому уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей.
Их отличали государственный подход, масштабность, реальность замыслов.
Многие прогрессивные предложения
петровской и послепетровской эпохи были подхвачены, переосмыслены и на научной основе переработаны 39 \

[стр.,58]

воспитания и образования подрастающего поколения.
Среди мыслящих людей России того периода просвещенческие идеи Запада получили широкий отклик, многочисленные попытки адаптации этих идей к российским условиям.
В связи с этим в данной главе мы попытались рассмотреть социальные и теоретические основы русского Просвещения по вопросам воспитания, выявить влияние западноевропейских идей на процесс формирования педагогических представлений русских мыслителей, а также проанализировать идеологические принципы и положения, на которые опиралась воспитательная и образовательная политика российского государства во второй половине XVIII века.
В качестве теоретических основ, на которые опирались идеологи русского просвещения, выступали воззрения французских, английских и немецких просветителей.
Именно в XVIII в.
русская педагогическая мысль начинает интенсивно осваивать достижения западной педагогики.
Д.Локк со своими идеями об изучении детской психологии и физиологии, отхода от авторитарного воспитания, уменьшения вербальных методик в преподавании и замена их наглядным и практическим образованием, на наш взгляд, явился родоначальником той философско-педагогической теории, которая расцвела в XVIII в., и которая считала воспитание в сочетании с образованием могущественным фактором в деле преобразования общества.
Распространение среди русских просветителей получили: идея Ж.Ж.Руссо о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества; идея Д.Дидро о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях; идея
Гельвеция и Вольтера об энциклопедическом характере образования и многие другие.
Основных педагогических идей, шедших с Запада, собственно было две: индивидуалистическая (Руссо) и социально-государственная.
Суть первой заключалась в постановке всего воспитания на физиолого-психологическое основание, в предпочтении семейного воспитания школьному обучению.
По мнению представителей второго течения, государственное управление есть важнейший учитель, а 58

[стр.,59]

воспитание может быть только общественным.
Довольно трудно было разобраться русским просветителям в разноголосице идей и взглядов и слепить из них что-либо стройное, целое.
Процесс формирования педагогических идей русских мыслителей по вопросам воспитания вообще и семейного воспитания в частности связан с общей идеологией эпохи Просвещения, которой были присущи следующие черты: гуманизм, энциклопедизм, рационализм, прагматизм, утилитарный и практический подход и другие.
Идеи русских просветителей по своему уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей.
Их отличали государственный подход, масштабность, реальность замыслов.
Многие прогрессивные предложения эпохи были подхвачены, переосмыслены и на научной основе переработаны мыслителями второй половины XVIII в.
России, а также представителями официальной педагогики исследуемого периода (И.И.Бецкой, Екатерина II, Ф.И.Янкович).
Для выявления социально-значимого среза в потоке разнообразных идей тех лет, ключевыми являются понятия «человек и гражданин», «народ и общество», «воспитание и образование».
Из людей, строивших свои рассуждения вокруг этих ключевых понятий, можно выделить ряд групп: официальную или дворцовую (Екатерина II, И.И.Бецкой), умереннодемократическую (А.Н.Радищев), либерально-просветительскую (Н.И.Новиков и его круг) (Е.П.Титков).

Во главу дворцовой идеологии мы ставим И.И.Бецкого, хотя с достаточной долей вероятности можно утверждать, что проблемы воспитания и образования определялись им совместно с императрицей.
Увлечённый передовой европейской педагогической теорией, И.И.Бецкой был убеждён, что при жизни одного поколения можно вырастить из детей средствами новой науки о воспитании и обучении «новую породу людей» людей, обладающих эталонами добродетелями.
Просветитель рассматривает человека как существо политическое, обязанное служить государству, государыне.
59 (

[Back]