Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 69]

Во главу дворцовой идеологии мы ставим И.И.Бецкого, который определял проблемы воспитания и образования совместно с императрицей.
Увлечённый передовой европейской педагогической теорией, И.И.Бецкой был убеждён, что при жизни одного поколения можно вырастить из детей средствами новой науки о воспитании и обучении «новую породу людей» людей, обладающих эталонами добродетелями.
Просветитель рассматривает человека как существо политическое, обязанное служить государству, государыне.

Щ ей, общие с Бецким, Екатерина II изложила в ряде своих сочинений.
В центре рассуждений императрицы две взаимосвязанные линии «гражданственность» и «образование».
Гражданин «подвержен общественным законам».
Равенство всех граждан состоит в том, чтобы они были подвергнуты одинаковым законам.
Современный член «гражданского» общества должен считать приоритетным общее благо, а личный интерес подчинять общественному.
В основе общественного неравенства лежит уровень воспитания и образования.
Именно образованность даёт возможность простым людям подняться вверх по общественной лестнице.
Надо отметить, что для России времён Екатерины можно говорить о целом педагогическом движении, начатом сверху.
Исходным пунктом планов и проектов того времени есть убеждение в могуществе воспитания, о чём при Петре I ещё не думали.
Екатерина исходит из идеи, что «правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами».
Гражданин отождествляется ею с человеком «добродетельным», у которого с ранних лет необходимо «утверждать сердце в похвальных склонностях», «наставлять всем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию...».
Смысл этих и
69
[стр. 59]

воспитание может быть только общественным.
Довольно трудно было разобраться русским просветителям в разноголосице идей и взглядов и слепить из них что-либо стройное, целое.
Процесс формирования педагогических идей русских мыслителей по вопросам воспитания вообще и семейного воспитания в частности связан с общей идеологией эпохи Просвещения, которой были присущи следующие черты: гуманизм, энциклопедизм, рационализм, прагматизм, утилитарный и практический подход и другие.
Идеи русских просветителей по своему уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей.
Их отличали государственный подход, масштабность, реальность замыслов.
Многие прогрессивные предложения эпохи были подхвачены, переосмыслены и на научной основе переработаны мыслителями второй половины XVIII в.
России, а также представителями официальной педагогики исследуемого периода (И.И.Бецкой, Екатерина II, Ф.И.Янкович).
Для выявления социально-значимого среза в потоке разнообразных идей тех лет, ключевыми являются понятия «человек и гражданин», «народ и общество», «воспитание и образование».
Из людей, строивших свои рассуждения вокруг этих ключевых понятий, можно выделить ряд групп: официальную или дворцовую (Екатерина II, И.И.Бецкой), умереннодемократическую (А.Н.Радищев), либерально-просветительскую (Н.И.Новиков и его круг) (Е.П.Титков).
Во главу дворцовой идеологии мы ставим И.И.Бецкого,
хотя с достаточной долей вероятности можно утверждать, что проблемы воспитания и образования определялись им совместно с императрицей.
Увлечённый передовой европейской педагогической теорией, И.И.Бецкой был убеждён, что при жизни одного поколения можно вырастить из детей средствами новой науки о воспитании и обучении «новую породу людей» людей, обладающих эталонами добродетелями.
Просветитель рассматривает человека как существо политическое, обязанное служить государству, государыне.

59 (

[стр.,60]

Идеи, общие с Бецким, Екатерина II изложила в ряде своих сочинений.
В центре рассуждений императрицы две взаимосвязанные линии «гражданственность» и «образование».
Гражданин «подвержен общественным законам».
Равенство всех граждан состоит в том, чтобы они были подвергнуты одинаковым законам.
Современный член «гражданского» общества должен считать приоритетным общее благо, а личный интерес подчинять общественному.
В основе общественного неравенства лежит уровень воспитания и образования.
Именно образованность даёт возможность простым людям подняться вверх по общественной лестнице.
Надо отметить, что для России времён Екатерины можно говорить о целом педагогическом движении, начатом сверху.
Исходным пунктом планов и проектов того времени есть убеждение в могуществе воспитания, о чём при Петре I ещё не думали.
Екатерина исходит из идеи, что «правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами».
Гражданин отождествляется ею с человеком «добродетельным», у которого с ранних лет необходимо «утверждать сердце в похвальных склонностях», «наставлять всем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию...».
Смысл этих и
подобных наставлений воспитать полезных обществу членов, преданных власть имущим.
Основу педагогических идей правящей верхушки России 60-х гг.
XVIII в.
составляла «государственная польза» или иначе, «благо Отечества».
Разрабатывая свою педагогическую систему воспитания, И.И.Бецкой мыслил воспитать людей, самозабвенно преданных государственной власти.
Он проявляет себя сторонником общественного воспитания.
Воспитанники должны быть изолированы и от влияния семьи, и от непредсказуемого воздействия улицы.
Более подходящим «материалом» для воспитательнообразовательного изоляционизма представляли сироты, дети из бедных многодетных семей, только не крестьянских.
Эти и другие идеи Бецкой осуществлял в воспитательных домах, учебных заведениях, которые открывал под попечительством императрицы.
60

[Back]