Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 70]

подобных наставлений воспитать полезных обществу членов, преданных власть имущим.
Основу педагогических идей правящей верхушки России 60-х гг.
XVIII в.
составляла «государственная польза» или иначе, «благо Отечества».
Разрабатывая свою педагогическую систему воспитания, И.И.Бецкой мыслил воспитать людей, самозабвенно преданных государственной власти.
Он проявляет себя сторонником общественного воспитания.
Воспитанники должны быть изолированы и от влияния семьи, и от непредсказуемого воздействия улицы.
Более подходящим «материалом» для воспитательно-образовательного изоляционизма представляли сироты, дети из бедных многодетных семей, только не крестьянских.
Эти и другие идеи Бецкой осуществлял в воспитательных домах, учебных заведениях, которые открывал под попечительством императрицы.

В задачу этих заведений входило больше не учить детей, а воспитывать, «вселять добрые сердца и благие нравы».
Поставив единственною целью воспитания
добродетелей и обратив всё внимание на развитие нравственной природы питомцев, главную воспитательную роль Бецкой отводил «нравственному примеру» и «подражанию», признавая за ними всемогущую воспитательную силу.
Отсюда следует,
что он отверг теоретическое обучение и мало значения придавал умственному образованию, как средству прямо не ведущему к цели и даже совсем ненужному в деле приобретения добродетели.
Все эти заведения ставили цель сделать своих питомцев, прежде всего людьми добродетельными, а уж потом и просвещёнными.
Однако такого типа учебно-воспитательные заведения потерпели крушение.
Причиной тому
было отсутствие нужных образованных 70
[стр. 60]

Идеи, общие с Бецким, Екатерина II изложила в ряде своих сочинений.
В центре рассуждений императрицы две взаимосвязанные линии «гражданственность» и «образование».
Гражданин «подвержен общественным законам».
Равенство всех граждан состоит в том, чтобы они были подвергнуты одинаковым законам.
Современный член «гражданского» общества должен считать приоритетным общее благо, а личный интерес подчинять общественному.
В основе общественного неравенства лежит уровень воспитания и образования.
Именно образованность даёт возможность простым людям подняться вверх по общественной лестнице.
Надо отметить, что для России времён Екатерины можно говорить о целом педагогическом движении, начатом сверху.
Исходным пунктом планов и проектов того времени есть убеждение в могуществе воспитания, о чём при Петре I ещё не думали.
Екатерина исходит из идеи, что «правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами».
Гражданин отождествляется ею с человеком «добродетельным», у которого с ранних лет необходимо «утверждать сердце в похвальных склонностях», «наставлять всем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию...».
Смысл этих и подобных наставлений воспитать полезных обществу членов, преданных власть имущим.
Основу педагогических идей правящей верхушки России 60-х гг.
XVIII в.
составляла «государственная польза» или иначе, «благо Отечества».
Разрабатывая свою педагогическую систему воспитания, И.И.Бецкой мыслил воспитать людей, самозабвенно преданных государственной власти.
Он проявляет себя сторонником общественного воспитания.
Воспитанники должны быть изолированы и от влияния семьи, и от непредсказуемого воздействия улицы.
Более подходящим «материалом» для воспитательнообразовательного изоляционизма представляли сироты, дети из бедных многодетных семей, только не крестьянских.
Эти и другие идеи Бецкой осуществлял в воспитательных домах, учебных заведениях, которые открывал под попечительством императрицы.

60

[стр.,61]

В задачу этих заведений входило больше не учить детей, а воспитывать, «вселять добрые сердца и благие нравы».
Поставив единственною целью воспитания
добродетели, и обратив всё внимание на развитие нравственной природы питомцев, главную воспитательную роль Бецкой отводил «нравственному примеру» и «подражанию», признавая за ними всемогущую воспитательную силу.
Отсюда следует
то, что он отверг теоретическое обучение и мало значения придавал умственному образованию, как средству не прямо ведущему к цели и даже совсем ненужному в деле приобретения добродетели.
Все эти заведения ставили цель сделать своих питомцев, прежде всего людьми добродетельными, а уж потом и просвещёнными.
Однако такого типа учебно-воспитательные заведения потерпели крушение.
Причиной тому
была неимение нужных образованных учителей и воспитателей, на которых было возложена вся ответственность воспитания.
Самой же главной причиной, на наш взгляд, явилась полная изоляция детей от семьи, родителей.
Л между тем, именно в семье начинается и продолжается на протяжении всей жизни формирование нравственного, добропорядочного человека.

[Back]