Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 73]

вопросам семейного воспитания, а также систематизации их воззрений по данной проблеме.
Вторая половина XVIII в.
царствование Екатерины
И.
Это целая эпоха в истории России.
Время, которое отделяет нас от екатерининского периода, позволяет нам с известной долей объективности оценить позицию и самой императрицы и её современников по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Во второй главе мы попытались осветить педагогическую действительность, которая выступает существенной частью общей культуры народа.
Екатерина II не без влияния западноевропейских просветителей пришла к выводу о
востребованности для общества нового просвещенного человека, с обновленной духовной культурой.
В это время появляется небывалое число педагогических трактатов, авторы которых поднимают, обсуждают вопросы воспитания и образования, провозглашают идеи развития национальной системы образования, семейного и общественного воспитания,
целесообразности использования западноевропейских педагогических идей (Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) и соблюдения собственных традиций.
Русские просветители не оставались равнодушными к вопросам воспитания и включались в общеевропейскую полемику о воспитании.
При этом следует отметить, что они не слепо следуют идеям Д.Локка,
Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, К.А.Гельвеция и др., а высказывают свои собственные оригинальные суждения, отвергая или соглашаясь с идеями о всесилии воспитания, о роли наследственности в становлении личности, о роли среды в процессе воспитания, о роли семьи.
Но в чем все были единодушны, так это в том, что при обсуждении вопросов воспитания на первое место просветители ставили проблему человеческого бытия.

73
[стр. 106]

Поэтому их педагогические идеи привлекали внимание ещё дореволюционных исследователей: В.О.Ключевский, М.И.Демков, П.Ф.Каптерев, A.C.Лапо-Данилевский, П.М.Майков и др.
Педагогические взгляды русских педагогов второй половины XVIII в.
получили подлинно научное освещение в трудах В.К.Бобровниковой, Н.А.Константинова, Г.П.Макогоненко, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой и многих др.
Исследованию педагогических воззрений мыслителей второй половины XVIII в.
посвящен ряд диссертаций: А.С.Будзько, И.А.Деревцова, Д.А.Добрусина, О.П.Малюк, И.К.Матюша, Г.П.Молчановой, Н.А.Трушина и др.
В общей логике исследования данная глава занимает существенное место, т.к.
в ней мы попытаемся на основе анализа работ просветителей второй половины XVIII в.
выделить ведущие идеи по вопросам воспитания детей в семье.
Структура данной главы определятся решением задачи выявление и сопоставление позиций педагогов-просветителей по вопросам семейного воспитания, а также систематизации и* воззрений по данной проблеме.
Вторая половина XVIII в.
царствование Екатерины
II.
Это целая эпоха в истории России.
Время, которое отделяет нас от екатерининского периода, позволяет нам с известной долей объективности оценить позицию и самой императрицы и её современников по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Во второй главе мы попытались осветить педагогическую действительность, которая выступает существенной частью общей культуры народа.
Екатерина II не без влияния западноевропейских просветителей пришла к выводу о
необходимости для общества нового просвещенного человека, с обновленной духовной культурой.
В это время появляется небывалое число педагогических трактатов, авторы которых поднимают, обсуждают вопросы воспитания и образования, провозглашают идеи развития национальной системы образования, семейного и общественного воспитания,
106

[стр.,107]

целесообразности использования западноевропейских педагогических идей (Локк, Руссо) и соблюдения собственных традиций.
Русские просветители не оставались равнодушными к вопросам воспитания и включались в общеевропейскую полемику о воспитании.
При этом следует отметить, что они не слепо следуют идеям Д.Локка,
Ж.Руссо, Д.Дидро, К.Гельвеция и др., а высказывают свои собственные, оригинальные суждения, отвергая или соглашаясь с идеями о всесилии воспитания, о роли наследственности в становлении личности, о роли среды в процессе воспитания, о роли семьи.
Но в чем все были единодушны, так это в том, что при обсуждении вопросов воспитания на первое место просветители ставили проблему человеческого бытия.

К числу наиболее интересных, на наш взгляд, мыслителей второй половины XVIII в.
можно отнести таких, как А.А.Барсов, И.И.Бецкой, И.Ф.Богданович, Е.Р.Дашкова, В.В.Крестинин, Н.И.Новиков, А.А.ПрокоповичАнтонский, П.А.Сохацкий, Г.Н.'Геплов, Ф.И.Янкович, А.Н.Радищев и многие другие.
К их идеям, высказанным в трактатах, мемуарах, обращениях, записках, художественных произведениях мы и обратимся в третьей главе.
3.1.
Общие вопросы воспитания Содержание данного параграфа должно осветить вопросы, связанные с сутью всей исследовательской работы.
На основе анализа работ просветителей России второй половины XVIII в.
мы попытаемся ответить на следующие вопросы: как мыслители определяют само понятие «воспитание», в чем видят цель воспитания и каково место и роль семьи в воспитании детей, как они рассматривают проблему человеческой личности, проблему факторов формирования личности и т.д.
Русская культура второй половины XVIII в.
характеризуется острой борьбой новых явлений, имевших светскую направленность, и традиционных элементов, носивших религиозно-канонический характер.
Эта борьба проявилась в общественной мысли, литературе, живописи, педагогике и т.д.
Её 107

[Back]