Впервые в русской общественной мысли происходит осознание общественного долга. Деятельность, полезная обществу, становится одним из основных критериев оценки человека. Так, например, русские просветители Я.П.Козельский, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, В.В.Попугаев, В.Я.Поленов, И.П.Пнин, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин и другие рассматривали в своем творчестве проблему человека, его обязанностей как гражданина и патриота. Благодаря их усилиям, в России формировалась новая философия человека как свободной и активной личности, обладающей высшей ценностью, достоинство которой определялось не её сословной принадлежностью, не знатностью рода, а умом и личными дарованиями, отношением человека к своему долгу перед Отечеством. В одной из своих статей, затрагивающих проблему улучшения воспитания детей в России, Н.И.Новиков писал: «Научайте их, что не одежда, не наружные обычаи и употребления, не мнения определяют истинное достоинство человеческое, но свойство и поведение» [147.С.345]. Развитие личностного начала в культуре XVIII в. способствовало постановке проблемы воспитания добродетельного и благородного гражданина «истинного сына Отечества». Русские просветители стремились, прежде всего, к тому идеалу личности, который складывался в ходе исторической жизни русского народа. Не в сфере частных, эгоистических интересов, не в борьбе с другими за своё существование, не в заботе о своём богатстве, своём доме и благополучии, а в ратном подвиге и защите Родины, в совместном труде на благо Отечества рождался идеал личности русского человека. Проблема создания нравственного идеала патриота «истинного сына Отечества» стала одной из центральных в работах русских просветителей второй половины XVIII века. Этому вопросу посвящено научное 76 |
разрушения им старины, а с точки зрения полезности для общества в целом и каждого человека в отдельности. Однако при всей своей ограниченности теория полезности всего западного, по нашему мнению, явилась большим достижением русской мысли первой половины XVIII в., так как сыграла определенную роль в формировании национального самосознания в дальнейшем. В рамках этой теории выработались новые требования к поведению и роли человека в обществе; идея служения русскому государству во имя общего блага. Впервые в русской общественной мысли происходит осознание общественного долга. Деятельность, полезная обществу, становится одним из основных критериев оценки человека. Так, например, русские просветители Я.П.Козельский, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, В.В.Попугаев, В.Я.Поленов, И.П.Пнин, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин и другие рассматривали в своём творчестве проблему человека, его обязанностей как гражданина и патриота. Благодаря их усилиям, в России формировалась новая философия человека как свободной и активной личности, обладающей высшей ценностью, достоинство которой определялось не её сословной принадлежностью, не знатностью рода, а умом и личными дарованиями, отношением человека к своему долгу перед Отечеством. В одной из своих статей, затрагивающих проблему улучшения воспитания детей в России, Н.И.Новиков писал: «Научайте их, что не одежда, не наружные обычаи и употребления, не мнения определяют истинное достоинство человеческое, но свойство и поведение» (147,345). Развитие личностного начала в культуре XVIII в. способствовало постановке проблемы воспитания добродетельного и благородного гражданина «истинного сына Отечества». Русские просветители стремились, прежде всего, к тому идеалу личности, который складывался в ходе исторической жизни русского народа. Не в сфере частных, эгоистических интересов, не в борьбе с другими за своё существование, не в заботе о своём богатстве, своём доме и благополучии, а в ратном подвиге и защите Родины, в совместном труде на благо Отечества рождался идеал личности русского человека. 109 Проблема создания нравственного идеала патриота «истинного сына Отечества» стала одной из центральных в работах русских просветителей второй половины XVIII века. Этому вопросу посвящено научное исследование Р.Л.Рождественской, работа которой представляет для нас особый интерес. Каким должен быть «истинный сын Отечества»; какие добродетели необходимо воспитывать родителям в детях, какую личность хотели видеть просветители, в задачи которой входило благоустройство общества. Отечественные просветители считали настоящей бескорыстную любовь к своему Отечеству. Человек, требующий награды за своё служение Родине, по их мнению, не достоин звания «истинный сын Отечества» патриота. Я.П.Козельский отмечал: «Какие б кто ни оказал услуги своему отечеству, да потребует за то хотя и временного великого награждения, то я не нахожу в нем прямого сына отечества, добрый сын не станет избыточествовать насчет изнеможения отца своего» (69,514). Подобные мысли высказывал и А.Н.Радищев. Человек, который оказывает услуги Отечеству ради собственной выгоды, подчеркивал мыслитель, заслуживает не награды, а презрения окружающих. В «Беседе о том, что есть сын Отечества» просветитель писал: «Те, кто гоняются за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных от других, но паче лишаются» (189,221). Для истинного сына Отечества, по мнению просветителей, нет низкого состояния в служении Родине, он должен быть готов всем пожертвовать для блага. Другими словами, патриот сознательно должен отдавать обществу больше, чем получает. Развивая мысль о том, кто принадлежит к истинным сынам Отечества, А.Н.Радищев пришел к известному радикальному утверждению, что «не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества». Просветитель отмечал, что быть патриотом, истинным сыном Отечества, может «существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие 110 |