пособие ума и стремится к прекрасному, величественному, высокому» [189.С.215]. Просветители России второй половины XVIII в. утверждали, что человек, любящий своё Отечество, должен проявлять интерес к прошлому своей Родины, её языку, иметь чувство национального достоинства. Отмечая, что русскому народу есть чем гордиться, Д.И.Фонвизин писал: «Прокопович, Ломоносов, Елагин и Поповский в Афинах и Риме были бы Демосфены и Цицероны; по крайней мере, церковное наше красноречие доказывает, что россияне при равных случаях не уступают» [226.С.64]. Чувство национальной гордости звучит в следующих словах Н.И.Новикова на страницах сатирического журнала «Кошелек» за 1774г. «Русские люди в рассуждении наук и художеств столько же имеют остроты, разума и проницания, сколько и французы, но гораздо имеют твердости, терпения и прилежания... Если посмотреть на скромные успехи, каковые россияне в рассуждении наук и художеств оказали, то должно будет заключить, что в России наука и художества придут в совершенство гораздо наикратчайшее время, нежели в какие доведены они были во Франции» [145.С.8]. Идею национального воспитания мы встречаем и ещё у одного просветителя второй половины XVIII в. П.А.Сохацкого. В своей речи, сказанной в день восшествия Екатерины II на престол, «Слово о главной цели воспитания» он отмечает: «Россы способны воспитываться к прямой великости духа. От самых древних времен героическое мужество их известно. Поревнование по Государе и Отечестве, и верность к ним....Важность и постоянство, откровенность, щедролюбие, гостеприимство являют благородство природнаго их расположения» [205.С.19]. 78 |
лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособие ума и стремиться к прекрасному, величественному, высокому» (189,215). Просветители России второй половины XVIII в. утверждали, что человек, любящий своё Отечество, должен проявлять интерес к прошлому своей Родины, её языку, иметь чувство национального достоинства. Отмечая, что русскому народу есть чем гордиться. Д.И.Фонвизин писал: «Прокопович, Ломоносов, Елагин и Поповский в Афинах и Риме были бы Демосфены и Цицероны; по крайней мере церковное наше красноречие доказывает, что россияне при равных случаях не уступают» (226,64). Чувство национальной гордости звучит в следующих словах Н.И.Новикова на страницах сатирического журнала «Кошелек» за 1774 г.. «Русские люди в рассуждении наук и художеств столько же имеют остроты, разума и проницания, сколько и французы, но гораздо имеют твердости, терпения и прилежания... Если посмотреть на скромные успехи, каковые россияне в рассуждении наук и художеств оказали, то должно будет заключить, что в России наука и художества придут в совершенство гораздо наикратчайшее время нежели в какие доведены они были во Франции» (145,8). Идею национального воспитания мы встречаем и ещё у одного просветителя второй половины XVIII в. П.А.Сохацкого. В своей речи, сказанной в день восшествия Екатерины II на престол, «Слово о главной цели воспитания» он отмечает: «Россы способны воспитываться к прямой великости духа. От самых древних времен героическое мужество их известно. Поревнование по Государе и Отечестве, и верность к ним,... Важность и постоянство, откровенность, щедролюбие, гостеприимство являют благородство природнаго их расположения» (205,19). Просветители в своих работах о воспитании не только поднимали, но и пытались решить вопрос о национальном характере воспитания детей в семье. Анализируя воззрения мыслителей по этому вопросу, мы находим интересные мысли. По их мнению, истинный русский характер, истинный сын своего отечества может быть воспитан только на основе обучения «грамоте Ill |