Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 79]

Просветители в своих работах о воспитании не только поднимали, но и пытались решить вопрос о национальном характере воспитания детей в семье.
Анализируя воззрения мыслителей по этому вопросу, мы находим интересные мысли.
По их мнению, истинный русский характер, истинный сын своего отечества может быть воспитан только на основе обучения «грамоте
природного языка».
Речь идёт не только об обучении детей в школе, но и об ответственности родителей за правильное употребление родного слова.
«Худое воспитание детей наших достоверная есть бесчиния сего причина: детские разговоры растлеваются примерами старших людей, употребляющих матерную брань без стыда по обыкновению предков»
[4.С.375].
Родная речь, родное слово, слово правильное, грамотное основа не только грамотности, развития ума, но и основа человеческого достоинства.
Подчеркивая большое значение родного языка в воспитании ребенка, просветители также подвергали критике дворянское воспитание того периода, когда дети с пелёнок, с колыбели слышали разговоры только лишь на иностранном языке.
Таким образом, во всех своих трудах, посвященных воспитанию, просветители отстаивали основную мысль: русское национальное воспитание это воспитание, начинающееся в семье.

Так как семья с её древними традициями и составляет ту микросреду, в которую погружается ребенок с первых дней своего появления.
Он впитывает тот стереотип поведения, тот образ жизни, которым живут его родители.
И если родители носители, то и ребенок сохранит эти традиции.
Итак, истинный сын Отечества должен бескорыстно любить Отчизну, при этом должен быть свободной личностью и быть патриотом.
Сын Отечества, по словам Радищева, должен также иметь «отличительные знаки»: честолюбие, благонравие, благородство.
Очевидно, что только путём правильно организованной системы воспитания вообще и семейного
79
[стр. 111]

лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособие ума и стремиться к прекрасному, величественному, высокому» (189,215).
Просветители России второй половины XVIII в.
утверждали, что человек, любящий своё Отечество, должен проявлять интерес к прошлому своей Родины, её языку, иметь чувство национального достоинства.
Отмечая, что русскому народу есть чем гордиться.
Д.И.Фонвизин писал: «Прокопович, Ломоносов, Елагин и Поповский в Афинах и Риме были бы Демосфены и Цицероны; по крайней мере церковное наше красноречие доказывает, что россияне при равных случаях не уступают» (226,64).
Чувство национальной гордости звучит в следующих словах Н.И.Новикова на страницах сатирического журнала «Кошелек» за 1774 г..
«Русские люди в рассуждении наук и художеств столько же имеют остроты, разума и проницания, сколько и французы, но гораздо имеют твердости, терпения и прилежания...
Если посмотреть на скромные успехи, каковые россияне в рассуждении наук и художеств оказали, то должно будет заключить, что в России наука и художества придут в совершенство гораздо наикратчайшее время нежели в какие доведены они были во Франции» (145,8).
Идею национального воспитания мы встречаем и ещё у одного просветителя второй половины XVIII в.
П.А.Сохацкого.
В своей речи, сказанной в день восшествия Екатерины II на престол, «Слово о главной цели воспитания» он отмечает: «Россы способны воспитываться к прямой великости духа.
От самых древних времен героическое мужество их известно.
Поревнование по Государе и Отечестве, и верность к ним,...
Важность и постоянство, откровенность, щедролюбие, гостеприимство являют благородство природнаго их расположения» (205,19).
Просветители в своих работах о воспитании не только поднимали, но и пытались решить вопрос о национальном характере воспитания детей в семье.
Анализируя воззрения мыслителей по этому вопросу, мы находим интересные мысли.
По их мнению, истинный русский характер, истинный сын своего отечества может быть воспитан только на основе обучения «грамоте
Ill

[стр.,112]

природного языка».
Речь идёт не только об обучении детей в школе, но и об ответственности родителей за правильное употребление родного слова.
«Худое воспитание детей наших достоверная есть бесчиния сего причина: детские разговоры растлеваются примерами старших людей, употребляющих матерную брань без стыда по обыкновению предков»(4,375).

Родная речь, родное слово, слово правильное, грамотное основа не только грамотности, развития ума, но и основа человеческого достоинства.
Подчеркивая большое значение родного языка в воспитании ребенка, просветители также подвергали критике дворянское воспитание того периода, когда дети с пелёнок, с колыбели слышали разговоры только лишь на иностранном языке.
Таким образом, во всех своих трудах, посвященных воспитанию, просветители отстаивали основную мысль: русское национальное воспитание это воспитание, начинающееся в семье.

Т.к.
семья с её древними традициями и составляет ту микросреду, в которую
окунается ребенок с первых дней своего появления.
Он впитывает тот стереотип поведения, тот образ жизни, которым живут его родители.
И если родители носители, то и ребенок сохранит эти традиции.
Итак, истинный сын Отечества должен бескорыстно любить Отчизну, при этом должен быть свободной личностью и быть патриотом.
Сын Отечества, по словам Радищева, должен также иметь «отличительные знаки»: честолюбие, благонравие, благородство.
Очевидно, что только путём правильно организованной системы воспитания вообще и семейного
воспитания в частности, согласно учению просветителей, можно сформировать граждан, способных осознанию действовать на пользу государства, патриотов своей страны, честных, благородных, добросердечных людей.
Формирование такого типа личности проходит под воздействием трех факторов: наследственность, воспитание, среда.
Теория о влиянии трех факторов на развитие ребенка получила известную разработку в трудах многих просветителей (А.Н.Радищева, А.А.Прокоповича-Антонского, Н.И.Новикова и др.).
Но, в отличие от западноевропейских педагогов, которые, преувеличивая 112

[Back]