Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 80]

воспитания в частности, согласно учению просветителей, можно сформировать граждан, способных осознанию действовать на пользу государства, патриотов своей страны, честных, благородных, добросердечных людей.
Формирование такого типа личности проходит под воздействием трех факторов: наследственность, воспитание, среда.
Теория о влиянии трех факторов на развитие ребенка получила известную разработку в трудах многих просветителей (А.Н.Радищева, А.А.Прокоповича-Антонского, Н.И.Новикова и др.).
Но, в отличие от западноевропейских педагогов, которые, преувеличивая
значение одних факторов, умаляли значение других, отечественные мыслители указывали, что формирование личности происходит под влиянием всех воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием.
Ряд мыслей по этому вопросу сохранили своё научное значение до настоящего времени.
Воспитание, по мнению Радищева, складывается из «воспитания природного», т.е.
из постепенного развития внутренних сил и органов человека, что лежит вне его воли, а всецело находится во власти природы; из «наставлений», которые зависят от воли воспитателей и имеют цель улучшения человека и из «воспитания вещами», в процессе которого человек приобретает познания об окружающем мире.
Резюмируя свои взгляды, Радищев писал: «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отьемлем.
Воспитание, от неё зависящее, или развержение сил, останется во всей силе; но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему содействовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее»
[189.С.67].
В основе педагогической концепции Н.И.Новикова также лежат три взаимодействующих фактора: 1) «природа» ребенка это то, чем «одарены благодетельно от натуры все человеки»; 2) «обстоятельства»,
80
[стр. 112]

природного языка».
Речь идёт не только об обучении детей в школе, но и об ответственности родителей за правильное употребление родного слова.
«Худое воспитание детей наших достоверная есть бесчиния сего причина: детские разговоры растлеваются примерами старших людей, употребляющих матерную брань без стыда по обыкновению предков»(4,375).
Родная речь, родное слово, слово правильное, грамотное основа не только грамотности, развития ума, но и основа человеческого достоинства.
Подчеркивая большое значение родного языка в воспитании ребенка, просветители также подвергали критике дворянское воспитание того периода, когда дети с пелёнок, с колыбели слышали разговоры только лишь на иностранном языке.
Таким образом, во всех своих трудах, посвященных воспитанию, просветители отстаивали основную мысль: русское национальное воспитание это воспитание, начинающееся в семье.
Т.к.
семья с её древними традициями и составляет ту микросреду, в которую окунается ребенок с первых дней своего появления.
Он впитывает тот стереотип поведения, тот образ жизни, которым живут его родители.
И если родители носители, то и ребенок сохранит эти традиции.
Итак, истинный сын Отечества должен бескорыстно любить Отчизну, при этом должен быть свободной личностью и быть патриотом.
Сын Отечества, по словам Радищева, должен также иметь «отличительные знаки»: честолюбие, благонравие, благородство.
Очевидно, что только путём правильно организованной системы воспитания вообще и семейного воспитания в частности, согласно учению просветителей, можно сформировать граждан, способных осознанию действовать на пользу государства, патриотов своей страны, честных, благородных, добросердечных людей.
Формирование такого типа личности проходит под воздействием трех факторов: наследственность, воспитание, среда.
Теория о влиянии трех факторов на развитие ребенка получила известную разработку в трудах многих просветителей (А.Н.Радищева, А.А.Прокоповича-Антонского, Н.И.Новикова и др.).
Но, в отличие от западноевропейских педагогов, которые, преувеличивая
112

[стр.,113]

113 значение одних факторов, умаляли значение других, отечественные мыслители указывали, что формирование личности происходит под влиянием всех воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием.
Ряд мыслей по этому вопросу сохранили своё научное значение до настоящего времени.
Воспитание, по мнению Радищева, складывается из «воспитания природного», т.е.
из постепенного развития внутренних сил и органов человека, что лежит вне его воли, а всецело находится во власти природы; из «наставлений», которые зависят от воли воспитателей и имеют цель улучшения человека и из «воспитания вещами», в процессе которого человек приобретает познания об окружающем мире.
Резюмируя свои взгляды, Радищев писал: «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отьемлем.
Воспитание, от неё зависящее, или развержение сил, останется во всей силе; но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему содействовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее»
(189,67).
В основе педагогической концепции Н.И.Новикова также лежат три взаимодействующих фактора: 1) «природа» ребенка это то, чем «одарены благодетельно от натуры все человеки»; 2) «обстоятельства»,
«сообщество», «предметы» и «окружение», «природа и человеки», т.е.
разнообразная среда; 3) воспитание.
Координация этих факторов в направлении к разумной цели, по утверждению Новикова, должна сформировать нравственный облик «истинного человека».
Обращая внимание на важнейшую проблему факторов формирования личности, А.А.Прокопович-Антонский в своей работе «О воспитании» писал: «Доброе семя произращает древо с добрыми плодами» (177,8).
При этом он видел в родителях наследственность, в их взаимоотношениях условия, обстоятельства, микросреду.
«Щастливы дети, кои родились от трезвых, воздержных и здоровых родителей! Жалка участь родившихся с болезнями! Жизнь в тягость им самим, а произведшим их нередко в поношение.

[Back]