Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 81]

«сообщество», «предметы» и «окружение», «природа и человеки», т.е.
разнообразная среда; 3) воспитание.
Координация этих факторов в направлении к разумной цели, по утверждению
Н.И.Новикова, должна сформировать нравственный облик «истинного человека».
Обращая внимание на важнейшую проблему факторов формирования личности, А.А.Прокопович-Антонский в своей работе «О воспитании» писал: «Доброе семя произращает древо с добрыми плодами»
[177.С.8] При этом он видел в родителях наследственность, в их взаимоотношениях условия, обстоятельства, микросреду.
«Щастливы дети, кои родились от трезвых, воздержных и здоровых родителей! Жалка участь родившихся с болезнями! Жизнь в тягость им самим, а произведшим их нередко в поношение».

Воспитание тем и другим может быть полезно» [177.С.8].
«Пороки, которыя приобретаются при рождении, и которыя зависят, так сказать, от наших родителей, суть непременны и почти
неисчислимы; что справедливо как в нравственности, так и в естественном состоянии» [58.С.З].
Дети, родившиеся от больных родителей с физическими недостатками, становятся злыми и ненавистными другим людям.
Дети же «пригожие и статные бывают, любимы и приятны всякому»
[58.С.З].
Следует отметить, что проблема наследственности в процессе формирования личности занимала одно из ведущих мест и в переводных источниках второй половины XVIII в., которые в то время были довольно популярны.
Авторы этих переводных источников (В.Борисов, С.Ф.Меца и др.), на наш взгляд, отводили наследственности социальную роль.
«...
Сколь нужно в государстве законное порождение и честное происхождение детей их пороки и их худыя наклонности имеют всегда
81
[стр. 113]

113 значение одних факторов, умаляли значение других, отечественные мыслители указывали, что формирование личности происходит под влиянием всех воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием.
Ряд мыслей по этому вопросу сохранили своё научное значение до настоящего времени.
Воспитание, по мнению Радищева, складывается из «воспитания природного», т.е.
из постепенного развития внутренних сил и органов человека, что лежит вне его воли, а всецело находится во власти природы; из «наставлений», которые зависят от воли воспитателей и имеют цель улучшения человека и из «воспитания вещами», в процессе которого человек приобретает познания об окружающем мире.
Резюмируя свои взгляды, Радищев писал: «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отьемлем.
Воспитание, от неё зависящее, или развержение сил, останется во всей силе; но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему содействовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее» (189,67).
В основе педагогической концепции Н.И.Новикова также лежат три взаимодействующих фактора: 1) «природа» ребенка это то, чем «одарены благодетельно от натуры все человеки»; 2) «обстоятельства», «сообщество», «предметы» и «окружение», «природа и человеки», т.е.
разнообразная среда; 3) воспитание.
Координация этих факторов в направлении к разумной цели, по утверждению
Новикова, должна сформировать нравственный облик «истинного человека».
Обращая внимание на важнейшую проблему факторов формирования личности, А.А.Прокопович-Антонский в своей работе «О воспитании» писал: «Доброе семя произращает древо с добрыми плодами»
(177,8).
При этом он видел в родителях наследственность, в их взаимоотношениях условия, обстоятельства, микросреду.
«Щастливы дети, кои родились от трезвых, воздержных и здоровых родителей! Жалка участь родившихся с болезнями! Жизнь в тягость им самим, а произведшим их нередко в поношение.


[стр.,114]

Воспитание тем и другим может быть полезно» (177,8).
«Пороки, которыя приобретаются при рождении, и которыя зависят, так сказать, от наших родителей, суть непременны и почти
неисчеслимы; что справедливо как в нравственности так и в естественном состоянии» (58,3).
Дети, родившиеся от больных родителей с физическими недостатками, становятся злыми и ненавистными другим людям.
Дети же «пригожие и статные бывают любимы и приятны всякому»
(58,3).
Следует отметить, что проблема наследственности в процессе формирования личности занимала одно из ведущих мест и в переводных источниках второй половины XVIII в., которые в то время были довольно популярны.
Авторы этих переводных источников (В.Борисов, С.Ф.Меца и др.), на наш взгляд, отводили наследственности социальную роль.
«...
Сколь нужно в государстве законное порождение и честное происхождение детей их пороки и их худыя наклонности имеют всегда
почти своё начало от незаконного рождения и низкаго порождения» (58,5).
В переводах также имели место попытки определения некоторых наставлений, выполнение которых возможно исправило бы «дурные врожденные пороки».
«...
главная цель, на которую должно взирать в порождении, есть законная женитьба» (58,5).
«Законная женитьба», по мнению авторов, означала следующее: не должно быть большой разницы между супругами в возрасте; супруги должны быть «соразмерными между членами и частями своего тела»; зачатие должно происходить утром в трезвом здравии и с «пустым животом».
Причиной физических и моральных недостатков у детей, по мнению В.Борисова, автора перевода под названием «Новейшее физическое воспитание», является молоко чужой кормилицы.
«...Кормилицей младенца должна быть та, которая произвела его на свет.
Если б матери были исправнее в исполнении сего долгу, то не было бы столько хромых, горбатых, изуродованных умом и телом.
Обыкновенно дети получают недостатки сии от 114

[Back]