Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 82]

почти своё начало от незаконного рождения и низкаго порождения» [58.С.5] В переводах также имели место попытки определения некоторых наставлений, выполнение которых возможно исправило бы «дурные врожденные пороки».
«...
Главная цель, на которую должно взирать в порождении, есть законная женитьба»
[58.С.5].
«Законная женитьба», по мнению авторов, означала следующее: не должно быть большой разницы между супругами в возрасте; супруги должны быть «соразмерными между членами и частями своего тела»; зачатие должно происходить утром в трезвом здравии и с «пустым животом».
Причиной физических и моральных недостатков у детей, по мнению В.Борисова, автора перевода под названием «Новейшее физическое воспитание», является молоко чужой кормилицы.
«...Кормилицей младенца должна быть та, которая произвела его на свет.
Если б матери были исправнее в исполнении сего долгу, то не было бы столько хромых, горбатых, изуродованных умом и телом.
Обыкновенно дети получают недостатки сии от
нерадения или дурных свойств кормилицы; они с молоком сосут дурныя склонности тех, которые кормят их» [144.С.18].
Веря в силу наследственности, А.А.Прокопович-Антонский неоднократно обращает внимание родителей и воспитателей на тот факт, что «Первым правилом воспитатель должен поставить себе то, чтобы заблаговременно
исследовать способности воспитанника...
Никто не родится в свете, не получив к чему ни будь склонности»
[177.С.20].
Но силы, данные природой, следует развить.
«Внутренняя наклонность всегда готова раскрыться в нас, надобно токмо удачно тронуть её»
[4.С.351].
Однако, как отмечает Н.И.Новнков: "Тогда только сии особенные намерения хороши и похвальны, когда соразмерны обстоятельствам, и родителей и детей.
Например, не только не хорошо и не похвально, но и
82
[стр. 114]

Воспитание тем и другим может быть полезно» (177,8).
«Пороки, которыя приобретаются при рождении, и которыя зависят, так сказать, от наших родителей, суть непременны и почти неисчеслимы; что справедливо как в нравственности так и в естественном состоянии» (58,3).
Дети, родившиеся от больных родителей с физическими недостатками, становятся злыми и ненавистными другим людям.
Дети же «пригожие и статные бывают любимы и приятны всякому» (58,3).
Следует отметить, что проблема наследственности в процессе формирования личности занимала одно из ведущих мест и в переводных источниках второй половины XVIII в., которые в то время были довольно популярны.
Авторы этих переводных источников (В.Борисов, С.Ф.Меца и др.), на наш взгляд, отводили наследственности социальную роль.
«...
Сколь нужно в государстве законное порождение и честное происхождение детей их пороки и их худыя наклонности имеют всегда почти своё начало от незаконного рождения и низкаго порождения» (58,5).
В переводах также имели место попытки определения некоторых наставлений, выполнение которых возможно исправило бы «дурные врожденные пороки».
«...
главная цель, на которую должно взирать в порождении, есть законная женитьба»
(58,5).
«Законная женитьба», по мнению авторов, означала следующее: не должно быть большой разницы между супругами в возрасте; супруги должны быть «соразмерными между членами и частями своего тела»; зачатие должно происходить утром в трезвом здравии и с «пустым животом».
Причиной физических и моральных недостатков у детей, по мнению В.Борисова, автора перевода под названием «Новейшее физическое воспитание», является молоко чужой кормилицы.
«...Кормилицей младенца должна быть та, которая произвела его на свет.
Если б матери были исправнее в исполнении сего долгу, то не было бы столько хромых, горбатых, изуродованных умом и телом.
Обыкновенно дети получают недостатки сии от
114

[стр.,115]

нерадения или дурных свойств кормилицы; они с молоком сосут дурныя склонности тех, которые кормят их» (144,18).
Веря в силу наследственности, А.А.Прокопович-Антонский неоднократно обращает внимание родителей и воспитателей на тот факт, что «Первым правилом воспитатель должен поставить себе то, чтобы заблаговременно
изследовать способности воспитанника, ...
Никто не родится в свете, не получив к чему ни будь склонности»
(177,20).
Но силы, данные природой, следует развить.
«Внутренняя наклонность всегда готова раскрыться в нас, надобно токмо удачно тронуть её»
(4,351).
Однако, как отмечает Н.И.Новиков: "Тогда только сии особенные намерения хороши и похвальны, когда соразмерны обстоятельствам и родителей и детей.
Например, не только не хорошо и не похвально, но и
весьма глупо было бы, если б отец, имеющий сына, от природы глупого, захотел его сделать ученым человеком; или если б другой захотел воспитать художником либо виртуозом сына, призываемого породою к политическим делам...» (4,295).
Таким образом, становится очевидным, что русские просветители своими высказываниями о значительной роли наследственности в процессе формирования личности выступали против утверждения К.А.Гельвеция, что воспитание может из человека сделать гения, ибо, по его мнению, по наследству ничего не передаётся, хотя и русские просветители возлагали большие надежды на воспитание.
Итак, мы подошли к ещё одному фактору формирования личности воспитание.
Как уже отмечалось выше, в данном параграфе мы попытаемся на основе анализа работ просветителей России второй половины XVIII в.
осветить следующие вопросы: как мыслители определяют само понятие «воспитание», какую роль ему отводят, в чём видят цель воспитания и каково место семьи, т.е.
родителей в деле воспитания детей.
Решение этих вопросов построено на анализе воззрений следующих мыслителей: Е.Р.Дашкова, А.А.ПрокоповичАнтонский, П.А.Сохацкий, А.Н.Радищев, Н.И.Новиков, Я.П.Козельский, А.Я.Поленов, И.П.Пнин, И.Ф.Богданович и др.

[Back]