Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 84]

Воспитание в эпоху Просвещения рассматривалось наряду с такими понятиями, как обучение и долгое время не разводились.
Так, например, Е.Р.Дашкова утверждает, что «прадеды наши называли воспитанием то, когда они выучат детей своих псалтыри и считать по счетам»
[4.С.283].
Однако она одна из первых сделала попытку развести два понятия, не соглашаясь с тем, что для воспитания достаточно умения читать и считать.
Учить надо «к царю верности, к закону повиновения, твердого наблюдения данного слова»
[4.С.283], а учение одно нельзя назвать воспитанием.
При этом она подчеркивает другое важное положение: без воспитания «отличные природные дарования невидимы, исчезали»
[4.С.283].
Дашкова одна из первых делает попытку проанализировать сущность самого понятия воспитания в развитии: от прадедов к дедам, а от них к отцам и, наконец, даёт собственное видение и понимание данного явления.
Если прадеды сводили воспитание к обучению, то деды его уже связывали с развитием таких качеств, как любовь к Отчизне, гордость за звание русского.
А отцы, в свою очередь, увлекшись модноевропейскими веяниями, хотели воспитать «чтоб не по-русски и чтоб через воспитание наше мы не походили на россиян»
[4.С.284].
Этим Е.Р.Дашкова утверждает, что воспитание носит исторический характер, и наряду с тем выражает позицию российского просветителя, протестуя против увлеченности французским.

Гневно осуждая тех, кто раболепствовал перед чужим, оставаясь позорно равнодушным к своему, отечественному И.ППнин учил: «...сердце россиянина должно исполнено быть благородной гордости»
[155.С.195].
В своём труде «Опыт о просвещении» просветитель доказывал, что главная цель воспитания состоит в том, чтобы «приуготовить для России россиян, а не иностранцев, дабы приуготовить
84
[стр. 116]

Как видим, число просветителей, поднимавших эти вопросы достаточно велико, что, безусловно, подтверждает мысль о том, что екатерининская эпоха не только ставит вопрос о воспитании нового человека, о создании «новой породы» людей, но и пытается его осмыслить.
Все просветители Росси второй половины XVIII в.
без исключения, исключением является Радищев, который полагал, что путём только лишь воспитания и просвещения подрастающего поколения невозможно преобразовать общество, отводили воспитанию главенствующую роль в изменении положения в обществе, в его процветании, в исправлении нравов.
Что же такое воспитание? Этот вопрос задан многими учёными, философами, педагогами.
Воспитание в эпоху Просвещения рассматривалось наряду с такими понятиями, как обучение и долгое время не разводились.
Так, например, Е.Р.Дашкова утверждает, что «прадеды наши называли воспитанием то, когда они выучат детей своих псалтыри и считать по счетам»
(4,283).
Однако она одна из первых, кто делает попытку развести два понятия, не соглашаясь с тем, что для воспитания достаточно умения читать и считать.
Учить надо «к царю верности, к закону повиновения, твердого наблюдения данного слова»
(4,283), а учение одно нельзя назвать воспитанием.
При этом она подчеркивает другое важное положение: без воспитания «отличные природные дарования невидимы исчезали»
(4,283).
Дашкова одна из первых делает попытку проанализировать сущность самого понятия воспитания в развитии: от прадедов к дедам, а от них к отцам и, наконец, даёт собственное видение и понимание данного явления.
Если прадеды сводили воспитание к обучению, то деды его уже связывали с развитием таких качеств, как любовь к Отчизне, гордость за звание русского.
А отцы, в свою очередь, увлекшись модноевропейскими веяниями, хотели воспитать «чтоб не по-русски и чтоб через воспитание наше мы не походили на россиян»
(4,284).
Этим Е.Р.Дашкова утверждает, что воспитание носит исторический характер, и наряду с тем выражает позицию российского просветителя протестуя против увлеченности французским.

116

[стр.,117]

Гневно осуждая тех, кто раболепствовал перед чужим, оставаясь позорно равнодушным к своему, отечественному И.П.Пнин учил: «...сердце россиянина должно исполнено быть благородной гордости» (155,195).
В своём труде «Опыт о просвещении» просветитель доказывал, что главная цель воспитания состоит в том, чтобы «приуготовить для России россиян, а не иностранцев, дабы приуготовить
полезных сынов отечеству, а не таких людей, которые бы гнушались тем, что есть отечественное и презирали бы свой собственный язык» (155,195).
Рассуждения о том, что такое воспитание и какова его роль, мы находим у А.А.Прокоповича-Антонского.
В своём сочинении «О воспитании» он писал: «Никто не родится в свете ни щастливым, ни добродетельным, ни просвещенным.
Природа, производя человека дает ему только жизнь и силу действия, а образовывать его предоставляет времени и опытам.
Необыкновенныя и общия, худыя и добрыя свойства зависят от первых производимых в нем впечатлений, от первых внушаемых ему чу^вований и понййй от воспитания» (177,5).
«Возврати всю силу и важность воспитанию, сделай его как бы священным неким предметом и тогда не нужно будет не столько врачей, не столько блюстителей законов...» (177,7).
О силе воспитания и о том, что воспитывать нужно и можно каждого человека говорит А.Я.Поленов: «Воспитание это такая сила, с помощью которой можно преобразовать всякого человека, какого бы он состояния он не был»(28,115).
Красной нитью через работы всех просветителей второй половины XVIII в.
проходит мысль о том, что человек может реализовать свою высшую цель только во взаимосвязи и общении с другими людьми, только постоянно помня, что он часть целого.
В связи с этим порождается потребность в воспитании.
Возникает идея социализации воспитания, высказанная достаточно четко.
117

[Back]