Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 85]

полезных сынов отечеству, а не таких людей, которые бы гнушались тем, что есть отечественное и презирали бы свой собственный язык» [Там же].
Рассуждения о том, что такое воспитание и какова его роль, мы находим у А.А.Прокоповича-Антонского.
В своём сочинении «О воспитании» он писал: «Никто не родится в свете ни щастливым, ни добродетельным, ни просвещенным.
Природа, производя человека, дает ему только жизнь и силу действия, а образовывать его предоставляет времени и опытам.
Необыкновенныя и общия, худыя и добрыя свойства зависят от первых производимых в нем впечатлений, от первых внушаемых ему
чувтвований и понятий от воспитания» [177.С.5].
«Возврати всю силу и важность воспитанию, сделай его как бы священным неким предметом и тогда не нужно будет не столько врачей, не столько блюстителей законов...»
[Там же.С.7].
О силе воспитания и о том, что воспитывать нужно и можно каждого человека говорит А.Я.Поленов: «Воспитание это такая сила, с помощью которой можно преобразовать всякого человека, какого бы он состояния он не
Красной нитью через работы всех просветителей второй половины XVIII в.
проходит мысль о том, что человек может реализовать свою высшую цель только во взаимосвязи и общении с другими людьми, только постоянно помня, что он часть целого.
В связи с этим порождается потребность в воспитании.
Возникает идея социализации воспитания, высказанная достаточно четко.

Так, например, Н.И.Новиков к определению понятия «воспитание» подходит с социальных позиций.
В работе «О воспитании и наставлении детей» он подчеркивает социальную сущность воспитания: «...воспитание детей, как для государства, так и для каждой особенной фамилии весьма важно»
[4.С.289].
Чем оно важно для государства? «Процветание
85
[стр. 117]

Гневно осуждая тех, кто раболепствовал перед чужим, оставаясь позорно равнодушным к своему, отечественному И.П.Пнин учил: «...сердце россиянина должно исполнено быть благородной гордости» (155,195).
В своём труде «Опыт о просвещении» просветитель доказывал, что главная цель воспитания состоит в том, чтобы «приуготовить для России россиян, а не иностранцев, дабы приуготовить полезных сынов отечеству, а не таких людей, которые бы гнушались тем, что есть отечественное и презирали бы свой собственный язык» (155,195).
Рассуждения о том, что такое воспитание и какова его роль, мы находим у А.А.Прокоповича-Антонского.
В своём сочинении «О воспитании» он писал: «Никто не родится в свете ни щастливым, ни добродетельным, ни просвещенным.
Природа, производя человека дает ему только жизнь и силу действия, а образовывать его предоставляет времени и опытам.
Необыкновенныя и общия, худыя и добрыя свойства зависят от первых производимых в нем впечатлений, от первых внушаемых ему
чу^вований и понййй от воспитания» (177,5).
«Возврати всю силу и важность воспитанию, сделай его как бы священным неким предметом и тогда не нужно будет не столько врачей, не столько блюстителей законов...»
(177,7).
О силе воспитания и о том, что воспитывать нужно и можно каждого человека говорит А.Я.Поленов: «Воспитание это такая сила, с помощью которой можно преобразовать всякого человека, какого бы он состояния он не
был»(28,115).
Красной нитью через работы всех просветителей второй половины XVIII в.
проходит мысль о том, что человек может реализовать свою высшую цель только во взаимосвязи и общении с другими людьми, только постоянно помня, что он часть целого.
В связи с этим порождается потребность в воспитании.
Возникает идея социализации воспитания, высказанная достаточно четко.

117

[стр.,118]

Так, например, Н.И.Новиков к определению понятия «воспитание» подходит с социальных позиций.
В работе «О воспитании и наставлении детей» он подчеркивает социальную сущность воспитания: «...воспитание детей, как для государства, так и для каждой особенной фамилии весьма важно»
(4,289).
Чем оно важно для государства? «Процветание
государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов, а доброта нравов от воспитания» (4,290).
Как и Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский придаёт воспитанию социальный характер, усматривая в нём необходимость и для государства, и для родителей, и для самого ребенка: «Судьба целых портретов наиболее зависит от воспитания молодых людей.
Дети должны некогда составлять общество и быть его членами» (177,6).
Если молодые воспитаны должным образом, а именно: «...
если с юности напоены добродетелью и любовью к отечеству», то они утверждают благосостояние общества, а если нет доброго воспитания, то «падает оно и блеск славы исчезнет» (4,349).
Где же истоки этого доброго воспитания? В семье, где родители, их позиция, их взгляды, их действия обеспечат развитие гражданина.
А.Н.Радищев рассматривал человека как социальное существо: «Человек рожден для общежития.
Да человеки неразыдутся, как звери» (21,27).
Поскольку, по мнению Радищева, «человек не есть животное хищное», то воспитание человека должно носить социальный характер.
Коренным вопросом педагогики всегда была проблема цели воспитания.
В прямой зависимости от неё находятся все остальные проблемы общественного и семейного воспитания.
Недаром К.Д.Ушинский писал: «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий» (45,128).
Так и Н.И.Новиков сущность воспитания рассматривал в связи с целью самого воспитания, или, как он говорил с главным предметом воспитания: «образовывать детей счастливыми и полезными гражданами» (148,21).
Впервые в наших отечественных педагогических источниках прозвучала цель: воспитать 118

[Back]